Поломка кондиционера не подлежащая ремонту. Основные неисправности кондиционера и пути их устранения. От чего зависит стоимость ремонта кондиционера и примерная смета

Обнаружение и устранение неисправностей кондиционера
Если кондиционер работает ненормально, посмотрите следующую таблицу из инструкции по эксплуатации кондиционера. Это может сэкономить вам время и избежать ненужных расходов.

Проблема Решение

Кондиционер не работает

Проверьте состояние питания, а затем снова включите кондиционер.
Вставьте вилку или включите автоматический выключатель, а затем снова включите кондиционер.
Проверьте установку времени на Таймере отключения. Снова включите кондиционер, нажав кнопку Power (Питание).

Регулировка температуры не работает

Проверьте, возможно, вы выбрали режим Fan (Вентилятор) / Turbo (Турбо). В этих режимах желаемая температура устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.

Из кондиционера не поступает Холодный / Теплый воздух

Проверьте, возможно, заданная температура выше (в режиме Охлаждение)/ниже (в режиме Обогрев), чем существующая температура. Нажмите кнопку Temp (Температура) + или на пульте дистанционного управления, чтобы изменить заданную температуру.
Убедитесь, что воздушный фильтр защищен от грязи. Если на воздушном фильтре находится много пыли, эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться. Очищайте его чаще.
Проверьте, не накрыт ли чем-либо наружный блок или не установлен ли он вблизи препятствия. Снимите крышку и удалите препятствие.
Если вы хотите, чтобы кондиционер функционировал на солнце, защитите наружный блок шторкой или чем-то другим.
Проверьте, работает ли кондиционер в режиме Удаление льда (De-ice). Если лед образуется в зимний период или при слишком низкой температуре наружного воздухе, то кондиционер включит режим Удаление льда (De-ice) автоматически. В режиме Удаление льда(De-ice) вентилятор внутреннего блока останавливается, и холодный воздух не поступает.
Если открыты двери или окна, это может привести к недостаточному охлаждению (обогреву). Закрывайте окна и двери.
Проверьте, включился ли кондиционер сразу после прекращения операции охлаждения (обогрева). В этом случае должен работать только вентилятор для защиты компрессора наружного блока.
Проверьте, не слишком ли велика длина трубки. Когда длина трубки превышает ее максимально допустимую длину, то эффективность охлаждения (обогрева) может снизиться.

Не работает регулировка воздушного потока

Убедитесь, что вы выбрали режим Auto(Авто) / Dry(Сушка) / . В этих режимах желаемая температура установливается автоматически, и вы не можете регулировать температуру.

Не работает регулировка скорости вращения вентилятора.

Убедитесь, что вы выбрали режим Auto(Авто) / Dry(Сушка)/Turbo(Турбо) / . В этих режимах скорость вентилятора устанавливается автоматически, и вы не можете регулировать скорость вентилятора.

Пульт дистанционного управления не работает.

Проверьте, не разрядились ли батарейки.
Убедитесь, что сенсор пульта дистанционного управления ничем не блокируется.
Проверьте, нет ли сильного осветительного прибора вблизи кондиционера. Сильный свет, который исходит от флуоресцентных ламп или неоновой рекламы, может прерывать электромагнитные волны.

Функция таймера не устанавливается

Проверьте, нажали ли вы кнопку Set (Установить) на пульте дистанционного управления после того, как установили время.

Индикатор мигает непрерывно.

Нажмите кнопку Power (Питание) или выньте вилку / выключите дополнительный выключатель питания. Если индикатор продолжает мигать, обратитесь в сервисный центр

Запахи проникают в комнату во время работы.

Проверьте, не работает ли прибор в задымленном месте. Проветрите комнату или включите кондиционер в режим Fan (Вентилятор) на 1 ~ 2 часа. (Мы не применяем в кондиционере компонентов, выделяющих неприятный запах.)

Появилась надпись Ошибка.

Если мигает индикатор внутреннего блока, обратитесь в ближайший сервисный центр

Появился шум.

В зависимости от режима, в котором используется кондиционер воздуха, шум можно услышать, если изменяется движение потока хладагента. Это нормально.

Из наружного блока идет дым.

Поскольку это не может быть возгорание, то это может быть пар, образующийся при размораживании теплообменника наружного блока в режиме Heat (Обогрев) в зимний период.

С соединительных трубок наружного блока капает вода.

Вода может образоваться из-за разницы температур. Это нормально.

Загрязнение фильтров внутреннего блока
Загрязнение фильтров ухудшает обдув тепло-обменника, что приводит к снижению производи-тельности кондиционера по холоду или теплу. Кроме того, нарушение режима работы системы может привести к обмерзанию медных трубопро-водов. При выключении кондиционера лед нач-нет таять, и из внутреннего блока будет капать вода.
Сильное загрязнение фильтров может приве-сти к засорению дренажной системы комками пыли и нарушению нормального отвода конден-сата.
Очистка фильтров должна производиться один раз в две - три недели, а при высокой за-пыленности воздуха в помещении - чаще. Для очистки фильтров их промывают в теплой воде и просушивают, либо чистят с помощью пыле-соса. Срок службы фильтров тонкой очистки воздуха, применяемых в некоторых моделях кондиционеров либо в качестве опции, либо в стандартной комплектации (эти фильтры не подлежат восстановлению), зависит от загряз-ненности воздуха, но в условиях города редко превышает 3...4 месяца. Чистка и смена филь-тров не входит в стандартное гарантийное об-служивание и, подобно чистке или смене меш-ков в пылесосе, должна выполняться пользова-телем.

Загрязнение теплообменника наружного блока
Одним из наиболее характерных типов за-грязнения теплообменника является засорение его тополиным пухом, что приводит к нарушению режима теплосъема, перегреву компрессора и выходу его из строя. По оценкам специалистов по этой причине происходит около трети отказов климатических систем.
Очистку теплообменника производят перед началом эксплуатации кондиционера после зим-него сезона, а в период эксплуатации - перио-дически, по мере загрязнения. Кроме тополиного пуха теплообменник могут засорять опавшие ли-стья, уличный мусор и т. п. При очистке теплооб-менника следует соблюдать осторожность, что-бы не повредить тонкие пластинки оребрения. Для очистки и правки ребер в случае их повреж-дения можно использовать специальный инстру-мент, представляющий собой набор из нескольких «расчесок» для ребер с различным шагом между пластинками. Тополиный пух, пыль и другие загрязнения выдувают струей сжатого воздуха.

Нормируемая утечка хладагента
Второй по распространенности причиной вы-хода кондиционера из строя является нормируе-мая утечка хладагента. Величина нормируемой утечки составляет 6...8% в год от массы заправ-ленного в контур хладагента. Эта утечка проис-ходит всегда, даже при самом качественном монтаже системы, и является неизбежным след-ствием наличия стыков соединительных трубок. Для компенсации нормируемой утечки необходи-мо каждые 1,5...2 года производить дозаправку кондиционера хладагентом. В противном случае количество хладагента в контуре может упасть ниже минимально допустимого уровня, что при-ведет к перегреву компрессора и его заклинива-нию.
Для минимизации утечки хладагента не сле-дует прилагать избыточных усилий при затяжке гаек стыковых соединений, так как перетяжка мо-жет привести к повреждению стыка. В таблице приведены рекомендуемые значе-ния крутящего момента при затяжке гаек на труб-ках различного диаметра.

Диаметр трубки, дюймы Крутящий момент, кг см
1/4 160 - 200
3/8 350 - 450
5/8 450 - 550
3/4 550 - 650

Первым признаком уменьшения количества хладагента в контуре является образование инея или льда на штуцерных соединениях на-ружного блока, а также недостаточное охлажде-ние или обгорев воздуха в помещении. В норме разность температур воздуха на входе и вы-ходе внутреннего блока после примерно 15 мин работы кондиционера должна составлять не менее 8...10 °С в режиме охлаждения и не менее 12...14 °С в режиме обогрева.
В кондиционерах обычно преду-смотрен как вывод сообщения об уменьшении количества хладагента в ряду прочих кодов неисправностей, так и срабатывание защитных ис-полнительных устройств. В кондиционерах, вы-пущенных в 1980-1990-х гг., для отключения изделия при недостатке хладагента использова-лось реле низкого давления, которое срабаты-вало при нештатном падении давления в конту-ре и отключало систему. Сейчас большинство производителей переходит на электронные сис-темы контроля, которые измеряют температуру в ключевых контрольных точках системы и/или рабочий ток компрессора. На основании этих данных вычисляются все рабочие параметры климатической системы, в том числе и давление хладагента.

Утечка хладагента опасна по следующим при-чинам:

  • компрессор наружного блока охлаждается потоком хладагента, поэтому из-за уменьшения плотности хладагента компрессор перегревается;
  • температура нагнетаемого газа повышает-ся, что может привести к повреждению горячим газом 4-ходового клапана;
  • нарушается система смазки компрессора, происходит унос масла в теплообменник.
  • Признаками утечки хладагента являются:
  • потемнение теплоизоляции компрессора;
  • периодическое срабатывание теплозащит-ного реле компрессора;
  • обгорание изоляции на нагнетательной трубке компрессора;
  • потемнение масла, появление запаха гари;
  • положительный результат при проверке масла на кислотность.

Неправильная заправка контура хладагентом
Одной из основных причин аномальной рабо-ты кондиционеров и выхода из строя компрессо-ров является неправильная заправка контура хладагентом. При этом если нехватка хладаген-та в контуре может объясняться различного рода утечками, то избыточная заправка, как правило, является следствием ошибочных действий сер-висного персонала.
Для систем, в которых в качестве дросселиру-ющего устройства используется терморегулирующий вентиль (ТРВ), лучшим индикатором, ука-зывающим на нормальную величину заправки хладагентом, является значение температуры переохлаждения.
Температура переохлаждения Т1 (или просто переохлаждение) определяется как разность Т1 = Тв – Тх1, где
Тв - температура конденсации, считывае-мая с манометра со стороны высокого давления (напомним, что манометры, установленные на манометрическом коллекторе, обычно имеют шкалу температур),
Tx1 - температура хладаген-та (жидкостной трубки) на выходе из конденса-тора.
Слабое переохлаждение говорит о том, что заправка недостаточна, сильное указывает на избыток хладагента. Заправка может считаться нормальной, когда температура переохлаждения жидкости на выходе из конденсатора поддержи-вается в пределах 4...7 °С, при температуре воз духа на входе в испаритель, близкой к номиналь-ным условиям эксплуатации.

а) Симптомы нехватки хладагента
Недостаток хладагента проявляет себя в каж-дом элементе контура, но особенно этот недо-статок чувствуется в испарителе, конденсаторе и жидкостной линии контура. В результате недо-статочного количества жидкости испаритель сла-бо заполнен хладагентом, что приводит к сниже-нию холодопроизводительности системы. Поско-льку жидкости в испарителе недостаточно, коли-чество производимого там пара сильно падает. Так как объемная производительность компрес-сора превышает количество пара, поступающего из испарителя, давление в нем аномально пада-ет. Падение давления испарения приводит к сни-жению температуры испарения. Температура ис-парения может опуститься до минусовой отмет-ки, в результате чего произойдет обмерзание входной трубки и испарителя, при этом перегрев пара будет очень значительным. Температура перегрева пара Т2 (или просто перегрев пара) определяется как разность Т2=Тх2-Тн, где
Тх2 - температура хладагента (газовой труб-ки) на выходе из испарителя,
Тн - температура пара в испарителе, считываемая с манометра со стороны низкого давления.
Перегрев должен находится в пределах 5...8 °С. При значительном недостатке хладаген-та перегрев может достигать 12...14 °С и, соот-ветственно, температура на входе в компрессор также возрастет. А поскольку охлаждение элект-рических двигателей герметичных и полугерме-тичных компрессоров осуществляется при помо-щи всасываемых паров, то в этом случае комп-рессор будет аномально перегреваться и может выйти из строя. Вследствие повышения температуры паров на линии всасывания температура пара в маги-страли нагнетания также будет повышенной. По-скольку в контуре будет ощущаться нехватка хладагента, точно также его будет недостаточно и в зоне переохлаждения.

Таким образом, основными признаками не-хватки хладагента являются:

  • низкая холодопроизводительность;
  • низкое давление испарения;
  • высокий перегрев;
  • недостаточное переохлаждение (менее 4 °С).

Необходимо отметить, что в установках с ка-пиллярными трубками в качестве дросселирую-щего устройства, переохлаждение не может рас сматриваться как определяющий показатель для оценки правильности величины заправки хлада-гентом.

б) Симптомы чрезмерной заправки хлада-гентом
В системах с ТРВ в качестве дросселирующе-го устройства жидкость не может попасть в испа-ритель, поэтому излишки хладагента находятся в конденсаторе. Аномально высокий уровень жидкости в конденсаторе снижает поверхность теплообмена, охлаждение газа поступающего в конденсатор, ухудшается, что приводит к повы-шению температуры насыщенных паров и росту давления конденсации. С другой стороны, жид-кость внизу конденсатора остается в контакте с наружным воздухом гораздо дольше, и это при-водит к увеличению зоны переохлаждения. По-скольку давление конденсации увеличено, а по-кидающая конденсатор жидкость отлично охлаж-дается, переохлаждение, замеренное на выходе из конденсатора, будет высоким.
Из-за повышенного давления конденсации происходит снижение массового расхода через компрессор и падение холодопроизводительности. В результате давление испарения также бу-дет расти. Ввиду того, что чрезмерная заправка приводит к снижению массового расхода паров, охлаждение электрического двигателя компрес-сора будет ухудшаться. Более того, из-за повы-шенного давления конденсации растет ток элект-рического двигателя компрессора.
Ухудшение охлаждения и увеличение потреб-ляемого тока ведет к перегреву электрического двигателя и в конечном итоге - выходу из строя компрессора.

Таким образом, основными признаками пере-заправки хладагентом являются:

  • падение холодопроизводительности;
  • рост давления испарения;
  • рост давления конденсации;
  • повышенное переохлаждение (более 7 °С).

В системах с капиллярными трубками в каче-стве дросселирующего устройства излишек хла-дагента может попасть в компрессор, что приве-дет к гидравлическим ударам и в конечном итоге к выходу компрессора из строя.

Небольшие (в пределах 10%) отклонения за-правки системы хладагентом от номинала не приводят к существенному изменению парамет-ров системы. Это подтверждается замерами тем-пературы воздуха, выходящего из внутреннего блока сплит-системы (работа в режиме охлажде-ния), рабочего тока компрессора и низкого давле-ния в контуре хладагента при неиз-менных параметрах среды (температурах наруж-ного воздуха и воздуха в помещении) и различ-ных заправках контура. При малых отклонени-ях заправки контура от номинала изменения ра-бочих параметров сплит-системы в обоих режи-мах невелики.

б) Избыточная длина соединительных тру-бок
Размещение блоков сплит-системы с разни-цей высот, превышающих установленное про-изводителем значение, также приводит к сни-жению производительности кондиционера.

Повышенный шум при работе кондиционера
Источником повышенного шума могут быть плохо закрепленные части и блоки кондиционе-ра. Для устранения шума необходимо плотно затянуть все крепления и соединения трубок и конструктивных элементов системы. Наружный блок должен быть выровнен по горизонтали. Незакрепленные петли соединительных тру-бок также могут служить источником шума. Такие петли не должны оставаться после монтажа кли-матической системы, но если по каким-либо при-чинам они оставлены, следует скрепить между собой витки трубок.

Местное сопротивление в системе
Возникновение местного сопротивления в схеме циркуляции хладагента снижает его подачу в испаритель, и давление всасывания становится ниже нормы.

Сопротивление может быть обусловлено:
деформацией трубопровода;
засорением фильтра;
закупоркой осушителя;
загрязнением капиллярной трубки;
ледяной пробкой в клапане ТРВ.

Для обеспечения устойчивой работы системы необходимо устранить неисправность.

Деформация трубопровода происходит в том случае, когда его сильно изгибают, в результате чего образуется сплющенный участок. Эту неисправность определяют визуально. Однако если сопротивление имеет место в жидкостном трубопроводе, то в месте смятия создается разность температур в результате дросселирования хладагента. Если трубопровод деформирован в значительной степени, то на участке после места смятия образуется конденсат или слой инея (рис. 59). При незначительной деформации трубопровода сплющенный участок можно выправить посредством труборасширителя. Если этого недостаточно, то этот участок трубопровода вырезают и меняют на новый.
До начала ремонта из трубопровода выпускают хладагент, чтобы избежать возможных травм обслуживающего персонала.

Фильтр предназначен для улавливания посторонних частиц, попадающих в холодильную систему и способных вызвать повреждение оборудования. Все ТРВ оснащены фильтрами, а всасывающие трубопроводы - фильтрами-осушителями. Засоренный фильтр уменьшает подачу хладагента, и его циркуляция в системе может полностью прекратиться. Засоренный фильтр является также причиной снижения давления (соответственно и температуры) на участке трубопровода, расположенном после него. Если фильтр засорен, то лучше его заменить. При отсутствии запасного тщательно очищают загрязненный фильтр. Не следует часто снимать фильтр, иначе посторонние частицы и неконденсирующиеся газы могут попасть в систему и быть причиной различных повреждений.

При монтаже все агрегаты оснащают осушителями для исключения возможности попадания влаги и посторонних частиц во внутренние полости агрегата. При закупорке осушителя уменьшается или полностью прекращается циркуляция хладагента в системе.
В этом случае в линии до осушителя и после него создается разность температур (рис. 60). Закупоренный осушитель заменяют. Перед осуществлением демонтажа осушителя выпускают хладагент из соответствующего трубопровода, чтобы избежать травмирования обслуживающего персонала. Осушитель нельзя удалять из системы на длительный срок.

В результате попадания в капиллярную трубку посторонних частиц происходит ее закупоривание, что может привести к уменьшению или полному прекращению подачи хладагента в испаритель.
Закупоривание капиллярной трубки проявляется в более продолжительном уравнивании давлений и сопровождается потерей холода.
Рекомендуется заменять, а не очищать капиллярную трубку.
При этом следует выбрать новую капиллярную трубку с теми же длиной и диаметром. Монтаж капиллярной трубки с другими параметрами приведет к несбалансированной работе холодильной машины и неудовлетворительному охлаждению. Одновременно с капиллярной трубкой заменяют фильтр. Предварительно из линии всасывания системы необходимо выпустить хладагент.

В отверстии регулятора питания испарителя хладагентом образуется ледяная пробка, если в системе имеется свободная влага. Это происходит в том случае, когда осушитель поглотил максимально возможное для него количество влаги, а оставшаяся ее часть замерзла в клапане ТРВ. Замерзание ТРВ приводит к изменению параметров работы машины, низким давлениям всасывания и нагнетания.
Чтобы убедиться в том, что причиной неисправности является влага, останавливают агрегат и прикладывают смоченную в горячей воде тряпку к корпусу ТРВ. Через несколько минут должен произойти шипящий звук и повыситься давление на стороне всасывания. Для устранения неисправности производят замену осушителя. Если это не помогает, то может возникнуть необходимость в полном выпуске хладагента из системы, трехкратном вакуумировании системы, монтаже осушителя большей емкости и зарядки в систему сухого хладагента.

Агрегат работает с повышенной нагрузкой в том случае, когда его производительность недостаточна или увеличился расход холода. Единственным решением этой проблемы является замена агрегата на другой более производительный. Значительная тепловая нагрузка на испаритель возникает при высокой частоте вращения вентилятора, в результате чего повышается давление всасывания. Можно уменьшить частоту вращения вентилятора, и одновременно изменить разность между температурой потока воздуха, проходящего через испаритель, и температурой кипения хладагента. Рекомендуемая разность температур обычно составляет 11°С при кондиционировании воздуха и 6 - 9°С при охлаждении.

Как проверить компрессор кондиционера и продлить срок службы?
Зачастую сервисная служба при обнаружении потемнений теплоизоляции, масла кондиционера, или утечку хладагента устанавливает фильтр на жидкостную магистраль или устраняет течь и дозаправляет кондиционер, а в реальности необходимы радикальные меры по спасению компрессора, которые невозможно провести на месте установки кондиционера. Результат такого отношения будет один - отказ компрессора. Рассмотрим возможности ремонта кондиционера в тех случаях, когда компрессор кондиционера еще можно спасти.

Необходимость проведения ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре может возникнуть не только в аварийной ситуации, например при отказе компрессора, но и по результатам диагностики кондиционера.

Случаи возникновения подобных ситуаций:
- результат экспресс анализа масла компрессора;
- потеря герметичности фреонового контура кондиционера;
- попадание влаги в фреоновый контур кондиционера.
В этих случаях, даже если компрессор кондиционера еще работает, дни его сочтены. Срочная «реанимация» может помочь продлить жизнь кондиционера.

Экспресс анализ масла
Необходимо взять пробу масла из фреонового контура.
Сравнить его цвет и запах с образцом хорошего масла.
При помощи кислотного теста провести анализ масла на наличие в нем кислоты.

I этап
Пробу масла на анализ можно взять через сервисный порт кондиционера со стенок трубопровода в момент остановки кондиционера.

Для этого понадобится:
- короткий шланг со штуцером и краном;
- емкость для сбора масла;
- чистая лабораторная пробирка.

Порядок действий:
- остановить кондиционер;
- 10-15 минут дать маслу стечь по стенкам трубопровода;
- подключить к сервисному порту шланг с краном;
- свободный конец шлага поместить в емкость для сбора масла;
- открыть кран; выходящий из шланга газ, вынесет масло;
- собрать масло в емкость;
- дать маслу отстояться (масло содержит в себе растворенный хладагент - оно пенится);
- слейте пробу в пробирку.

II этап
Сравнение пробы масла из фреонового контура кондиционера с образцом хорошего масла по цвету и запаху. Одинаковое количество масла из пробы и образцового масла помещают в две одинаковые пробирки и сравнивают их между собой.

Темный цвет масла и запах гари - компрессор кондиционера перегревался.
Причиной перегрева могла быть утечка хладагента из фреонового контура кондиционера и эксплуатация без дозаправки.
Повышение давления в системе из-за загрязнения радиатора внешнего блока или ухудшения обдува вентилятором (неправильна работа платы управлением вентилятора; поломка самого вентилятора; не отрегулирован зимний комплект-адаптация кондиционера для работы до -25 гр.).
Эксплуатация кондиционера в режиме «тепло» при низких отрицательных температурах, без комплекта адаптации.
В результате масло теряет свои смазочные свойства, разлагается на различные смолистые вещества и заклинивает компрессор кондиционера.

Зеленоватый оттенок масла - наличие в масле солей меди. Причиной является влага во фреоновом контуре кондиционера. Тест на кислотность такого масла будет положительный.
Вода во внутренней системе кондиционера со временем скапливается у каппилярки во внешнем блоке, замерзает и закупоривает её. В результате компрессор не может прокачать систему, перегревается и сгорает рабочая или пусковая обмотка.

Прозрачное масло с легким запахом - реанимация кондиционеру не требуется.

III этап
Кислотный тест должен либо подтвердить опасения и тогда кондиционеру необходимо срочное сервисное вмешательство либо опровергнуть, и эксплуатировать кондиционер в штатном режиме. Взятое масло необходимо в том же количестве вернуть в систему

Порядок действий для возврата масла:
- взять подходящую посуду, например прозрачный высокий стакан диаметром 3-4 см;
- к сервисному порту подключить вентиль со шлангом, так же как при взятии пробы масла;
- опустить свободный конец шланга в стакан;
- налить в стакан масло так, чтобы оно покрыло штуцер шланга;
- отметить на стакане уровень масла;
- приоткрыть вентиль, чтобы фреон вытеснил воздух из шланга;
- долить в стакан то же количество масла, какое было взято на пробу;
- включить кондиционер в режим «холод»;
- закрыть жидкостный порт кондиционера (большая труба);
- как только давление во всасывающей магистрали станет ниже атмосферного открыть вентиль, масло попадет через сервисный порт в кондиционер;
- закройте кран, когда уровень масла достигнет метки, тут же выключите кондиционер;
- откройте жидкостный порт кондиционера.

Потеря герметичности фреонового контура кондиционера - может быть вызвана различными причинами, но это не обязательно приводит к плачевным результатам.
Факторы, имеющие значение:
- место возникновения утечки;
- количество потерянного хладагента;
- промежуток времени между возникновением и обнаружением утечки;
- режим и длительность работы кондиционера.

Опасность утечки хладагента заключается в том, что компрессор кондиционера, охлаждаемый хладагентом, в результате уменьшения плотности последнего перегревается. Температура компрессора повышается. Нарушается система смазки, увеличивается трение внутренних деталей компрессора, возрастает сила тока на обмотках. Вследствие чего, компрессор нагревается все сильнее и сильнее и заклинивает.

Признаки при утечке фреона:
- иней на кранах внешнего блока;
- потемнение теплоизоляции компрессора;
- жирные масленые пятна;
- срабатывание термозащиты компрессора;
- масло темного цвета с запахом гари;
- положительный тест масла на кислотность.

В случае, если утечка фреона обнаружена своевременно, хладагент ушел не полностью, кондиционер работал без хладагента короткий промежуток времени, сопутствующие признаки отсутствуют - ремонт кондиционера в стенах сервисного центра не обязателен.

Доля внезапных утечек, вызванных разрушением трубопроводов очень невелика. Утечки фреона чаще происходят через вальцовочные соединения и если тщательно осматривать и следить за работой кондиционера, утечки могут быть своевременно обнаружены.

Следует обращать внимание:
Не более 10-ти минут после включения нужно кондиционеру, чтобы начать давать холодный или теплый воздух, в зависимости от выбранного режима. Если этого не происходит нужно немедленно выключить кондиционер и вызвать сотрудника сервисной службы. Если при работе кондиционера трубки на внешнем блоке покрыты инеем - происходит утечка, нужен сотрудник сервисной службы. Выполнение этих простых правил позволит избежать больших затрат на ремонт кондиционера.

Попадание влаги во фреоновый контур - зачастую происходит при нарушении правил монтажа кондиционера. Один из этапов монтажа - вакуумирование френовой магистрали. Это процесс удаления из смонтированной магистрали воздуха и водяных паров. Продувка смонтированной магистрали хладагентом не может удалить влагу, а лишь превращает ее в лед на стенках медных трубок, который затем тает, превращается в воду и делает свое черное дело.
Опасность попадания влаги внутрь кондиционера заключается в том, что она часто никак не проявляет себя вплоть до отказа компрессора кондиционера. Все процессы в кондиционере, работающем в режиме холод, происходят при плюсовых температурах, а вода проявляет себя лишь, когда замерзает, вызывая нарушение работы капиллярной трубки или терморегулирующего вентиля. Со временем давление всасывания кондиционера падает, растет температура компрессора, срабатывает термозащита (таблетка). Этот цикл повторяется до тех пор, пока не сгорит компрессор. Удаление влаги из фреонового контура также может быть выполнено только в сервисном центре.

Проведение ремонта компрессорно-конденсаторного блока кондиционера в сервисном центре:
- эвакуация хладагента;
- демонтаж компрессора;
- освобождение компрессора от масла;
- промывка компрессора;
- вакуумирование компрессора;
- заправка компрессора маслом;
- испытание компрессора;
- промывка входного контура компрессорно-конденсаторного блока;
- демонтаж фильтра осушителя;
- монтаж технологического фильтра;
- монтаж компрессора в компрессорно-конденсаторный блок;
- установка компрессорно-конденсаторного блока на стенд;
- заправка хладагентом;
- промывка компресорно-конденсаторного блока на стенде;
- эвакуация фреона;
- замена технологического фильтра осушителя на рабочий фильтр;
- вакуумирование компрессорно-конденсаторного блока;
- заправка хладагентом;
- тестовый прогон отремонтированного блока.
В связи с тем, что загрязненное масло циркулирует по всей внутренней системе кондиционера, часть работ по очистке фреонового контура необходимо проводить на месте установки кондиционера. Цель этих мероприятий - не допустить попадания грязного масла в отремонтированный блок.

Работы по очистке включают в себя:
- продувка фреоновых магистралей и испарителя осушенным азотом;
- установка технологического фильтра в фреоновую магистраль;
- вакуумирование фреоновой магистрали и испарителя;
- запуск кондиционера в работу для сбора грязи на фильтр;
- конденсация хладагента в компрессорно-конденсаторный блок;
- удаление технологического фильтра;
- вакуумирование фреоновой магистрали;
- запуск кондиционера и отслеживание характеристик давления, силы тока компрессора.

Не всегда для устранения поломок климатической техники необходимо вмешательство специалиста. Многое можно сделать своими руками. Нужно только знать типовые и их устранение. Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Система автоматической диагностики

Первым делом необходимо удостовериться, точно ли кондиционер сломан. К счастью для пользователя, современное климатическое оборудование имеет функцию оповещения о возможных проблемах. Обычно мигают различные цветные индикаторы, или на дисплее появляются соответствующие надписи. Расшифровать диагностическую информацию не составит труда. В инструкции производители указывают коды неисправностей кондиционеров.

Конечно, для пользователя расшифровываются далеко не все коды. Основная их масса доступна только для специалистов технических центров по ремонту и обслуживанию климатической техники. Но большинство данных пользователь получить может. Зачастую лампа или диод в случае неисправности будут мигать определенное количество раз, исходя из того, какую ошибку выявила система.

Коды стандартных поломок

Если диод моргнул один раз, тогда неправильно работает или вовсе не функционирует терморезистор, установленный на внутреннем блоке сплит-системы. Два сигнала сообщат о том, что есть ошибки в работе терморезистора на наружном блоке. Три мигания - устройство работает в режиме подогрева и охлаждения одновременно. Если лампа моргает четыре раза, тогда отключена защита от перегрузок. Пять - это ошибки в работе системы обмена информации между блоками кондиционера. Это может говорить о проблемах с кабелем между блоками. Шесть миганий - уровень потребления энергии значительно превысил норму. Рекомендуется протестировать силовые транзисторы и другие элементы. Семь миганий расскажут о том, что значительно повысилось рабочее напряжение внешнего блока. Если пользователь видит, что лампочка загорелась 8 раз, тогда имеются неисправности в электрическом моторе вентилятора.

Девять сигналов - поломка ходового клапана. И наконец, 10 миганий говорят о вышедшем из строя терморезисторе. В данном случае контроль температуры компрессора больше не осуществляется. Неисправности кондиционеров и их устранение типичны для большинства марок и моделей разных производителей. А что касается кодов ошибок, то он у каждой модели свой. Можно отыскать в инструкции по использованию и запрограммировать работу управляющей платы своими руками.

Как диагностировать кондиционер

Любой ремонт кондиционеров начинается с проверки. Еще это делается перед тем, как осуществлять профилактические меры. Диагностика должна включать в себя осмотр устройства на наличие различных механических повреждений. Также необходимо проверить надежность крепления блоков, зажимов электрических соединений. Затем проверяют состояние фильтров, работу устройства в разных режимах.

После этого можно протестировать работу системы индикации. Нелишним будет проверить, как работают жалюзи, какая температура на испарителе. Измеряют уровень давления во всасывающей/нагнетающей системе и смотрят герметичность всех соединений.

Устройство не включается

Это самые основные неисправности кондиционеров, и с ними хоть раз, но сталкивался каждый владелец. Вне зависимости от марки, модели, страны-производителя, причины здесь будут одинаковы. Данная проблема кроется в электрической части и заключается в том, что устройство просто не подключено к электропитанию, неисправна управляющая плата или отсутствует связь между внутренним и наружным блоками. Также частая причина - выход из строя пульта или же приемного модуля устройства. Существует еще одна неисправность. В силу определенных обстоятельств, устройство могло уйти в режим защиты и при включении выдавать ошибку. Наконец, прибор не включается из-за банального износа некоторых деталей. В некоторых случаях сплит-система не срабатывает или неправильно выполняет команды владельца из-за неверной коммутации в сигнальных и питающих проводах, соединяющих блоки.

Если возникли подобные проблемы, стоит соединить провода по схеме заново. Лучше это делать максимально быстро, иначе возможны более серьезные неисправности кондиционеров, и их устранение займет массу времени. Все это может обойтись в серьезную сумму.

Сплит-система отключается после 10 минут работы

Это может говорить о перегреве компрессора. Такие неприятности возникают из-за неисправностей в управляющей плате или по причине неисправного защитного реле. Первым делом стоит проверить, наблюдаются ли неисправности Данный узел может перегреваться, если радиатор на внешнем блоке забит грязью. Это может сильно мешать отводу тепла, компрессор работает с более высокой нагрузкой, вследствие этого - перегрев. Поможет в таком случае профилактическая очистка. Если система недавно заправлялась, тогда могут быть нарушения баланса в контурах конденсатора и испарители. По этой причине компрессор будет испытывать перегрузки. Необходимо убедиться, что в магистралях есть нормальное давление.

Если оно выше, лишний хладагент стравливают. Не стоит исключать неисправности вентилятора на внешнем блоке. Он может вовсе не вращаться или работать на значительно более низких оборотах. Еще температура кондиционера повышается по причине засора в капиллярных трубках в процессе монтажа. Решить эти проблемы можно заменой одной из трубок. Возможно засорение фильтра-осушителя.

Течь конденсата из внутреннего блока

Летом пользователи кондиционеров могут столкнуться с переполненными емкостями, в которых собирается конденсат. Чтобы из емкости не бежала вода, необходимо регулярно сливать из нее жидкость. Если причина заключается в обмерзании теплообменника, его рекомендуется утеплить теплоизоляционными материалами. Когда наблюдаются течи в местах соединения, необходимо поджать гайки. Стыки следует обработать герметиками. Эти неисправности кондиционеров и их устранение предельно просты. Случается, что забивается дренажная трубка. Для этого пластиковую деталь прочищают, и тогда из внутреннего блока капать больше не будет.

Неэффективная работа

Это одна из популярных поломок. Особенно часто случается в летний период времени. Агрегат в процессе работы потребляет огромные объемы энергии, но не может обеспечить нужный температурный режим. Такое может быть связано с засоренными воздушными фильтрами.

Также неэффективность работы возникает из-за пыли на крыльчатке, которая находится во внутреннем блоке. К этому еще приводят загрязнения теплообменника на наружном блоке и утечка хладагента.

Запахи

Если воздух из кондиционера стал неприятно пахнуть, то на это существуют некоторые причины. Если запах горелый, это говорит о возгораниях в проводке. В такой ситуации помочь может только ремонт кондиционеров в специализированном сервисе. Если запах типичный пластиковый, это говорит о том, что производитель сэкономил на материалах. Если запах сырости и плесени - внутри системы образовалась колония бактерий. Избавиться от них можно с помощью любого антигрибкового препарата.

Резюме

Так можно исправить простые поломки кондиционеров своими руками. Зачастую серьезные неисправности возникают очень редко. Если постоянно проводить системе профилактику, поломки можно полностью исключить.

Климатическая техника создаёт в доме комфортную атмосферу, и делает его более уютным. Но иногда она ломается в неподходящее время, например, летом или когда гарантия уже закончилась. Некоторые неисправности кондиционера легко устраняются своими руками. Но перед тем как взяться за дело, надо ответить себе на два вопроса. Во-первых, обладаете ли вы достаточными техническими знаниями об устройстве таких агрегатов; во-вторых, что вызвало поломку. Если с первым пунктом все в порядке, переходим ко второму. Причины выхода из строя сплит-системы можно условно разделить на три группы: заводской брак, некачественный монтаж и неправильная эксплуатация. Поэтому так важно определить, можно ли починить кондиционер самостоятельно, или придётся обращаться в сервисный центр.

Система автоматической диагностики неисправностей

Первым делом надо убедиться, что кондиционер действительно сломался. К счастью, в современных моделях о большей части проблем вас оповестят надписи на дисплее или мигания цветных индикаторов. Открыв инструкцию, легко расшифровать, где именно произошёл сбой. Подробная информация о кодах передаётся только авторизованным сервисным центрам, но основные данные доступны и обычным пользователям.

Обычно лампочка мигает запрограммированное количество раз исходя из выявленной ошибки. Коды стандартных неисправностей (количество сигналов сенсора):

Мигает 1 раз – не функционирует терморезистор внутреннего блока. 2 - не работает терморезистор наружного блока. 3 - агрегат работает одновременно на охлаждение, и на обогрев. 4 - защита от перегрузки выключена. 5 - возможно, неисправен кабель и схема обмена информацией между блоками. 6 - электропотребление превысило норму (надо проверить силовые транзисторы). 7 - повысилось напряжение во внешнем блоке. 8 - неисправен двигатель вентилятора. 9 - не работает ходовой клапан. 10 - терморезистор вышел из строя, и не контролирует температуру корпуса компрессора.

Перед эксплуатацией следует внимательно изучить инструкцию по управлению климатическим оборудованием

Если кондиционер не включается, и при этом не горят светодиоды, то, скорее всего, вышла из строя печатная плата управления. Мигание всех светодиодов означает, что из-за скачка напряжения произошёл сбой программных установок платы управления, и её нужно перепрограммировать.

У каждой модели существует собственный код программных настроек, но он тоже известен только уполномоченным сервисным центрам. Можно найти коды ошибок в интернете по названию бренда и попытаться перепрограммировать плату самостоятельно.

Последовательность диагностики

Перед началом любых ремонтных или профилактических работ следует осуществить детальную диагностику климатической системы, выявить причину неполадки, оценить предстоящие трудозатраты и стоимость необходимых комплектующих или вспомогательных средств. Грамотная проверка избавит от ошибочных выводов, многократного, дорогого и долгосрочного восстановления работоспособности агрегата.

Последовательность диагностики включает в себя проверку:

  1. Наличия механических повреждений;
  2. Креплений блоков;
  3. Зажимов контактных соединений его электрооборудования;
  4. Состояния воздушных фильтров;
  5. Режима охлаждения / обогрева;
  6. Индикации режимов;
  7. Функционирования механических жалюзи;
  8. Температуры воздуха на выходе из испарителя;
  9. Давления в системе всасывания / нагнетания;
  10. Герметичности всех соединений и дренажной системы.

Кондиционер не включается

Какая бы ни была марка или модель устройства, причины будут одни и те же:


Прибор отключается, проработав 5–10 минут

Причин тому существует несколько:

  • помещение уже охлаждено до заданной температуры;
  • активирован режим «осушение»;
  • компрессор перегревается;
  • неисправна плата управления;
  • вышло из строя защитное реле.

Разберём, почему возможен перегрев компрессора. В первую очередь проверяем, не забит ли грязью радиатор внешнего блока. Это мешает нормальному отводу тепла, компрессор начинает перегреваться и система его отключает. Профилактическая чистка - это первое, что следует сделать в данной ситуации.

Если кондиционер недавно заправляли хладагентом, то вполне мог нарушиться баланс в контурах испарителя и конденсатора, поэтому компрессор стал работать с перегрузкой. После измерения давления рекомендуется стравливание излишков хладагента.

Не исключена поломка вентилятора охлаждения внешнего блока (скорость вращения ниже заданных в минуту оборотов). Также перегрев возможен из-за засорения капиллярных трубок во время монтажа. Вероятно, понадобится замена одной из них. Причиной может быть засорение фильтра-осушителя из-за его загрязнения. Если это так, то фильтр надо также заменить.

Капает конденсат из внутреннего блока. Устранение протечек

В летний период часто переполняется ёмкость для сбора конденсата. Чтобы из неё не капало, надо чаще сливать накопившуюся там воду. Если причина в обмерзании теплообменника, то его можно утеплить любым теплоизоляционным материалом. При протечках в местах крепления патрубков обязательно зажимаются гайки, а стыки обрабатываются герметиком. Не стоит прилагать больших усилий при затягивании гаек, чтобы не сорвать резьбу!

Возможно, забита сливная трубка между поддоном и местом слива. Необходимо обесточить кондиционер, подождать 10 минут, потом отсоединить пластиковую трубку, и прочистить её вручную (продуванием или с помощью тонкой проволочки). Это самая распространённая причина появления воды. Но есть и другие, например:

  • неправильный монтаж дренажной системы (она слишком длинная, плохо закреплена, шланг задран вверх);
  • механические повреждения корпуса, лотка дренажа или других внутренних агрегатов.

При поломке дренажного насоса его нужно или заменить или починить. Поднятый шланг следует выгнуть под нужным углом, чтобы вода капала вниз. Если подозревается утечка фреона, см. параграф «Кондиционер запускается, но работает неэффективно».

При засорении сливной трубки из внутреннего блока начинает капать вода

Неприятный запах

Существует несколько причин, когда из кондиционера появляется затхлый или неприятный химический «аромат». Рассмотрим основные из них:


Нестандартные звуки

Чтобы определить причину «неправильного» звучания сплит-системы, надо обладать опытом мастера. Но это доступно и обычному пользователю.

  • Неравномерный шум при работе внешнего блока. Он возникает, если вовремя не очистить его от загрязнений. Особенно это заметно, если пыль и грязь неравномерно осела на лопастях вентилятора. Они становятся несбалансированными и характерный гул обеспечен. Иногда шум появляется после повреждения одной из лопастей. Чтобы избавиться от него, следует почистить вентилятор внешнего блока или заменить.
  • Клацанье. В этом случае или неправильно работает автоматика, или она срабатывает из-за неисправности внутренних деталей.
  • Бульканье. Такие звуки не всегда означают поломку, но и пренебрегать ими нельзя. Например, иногда, при попадании воздуха в дренажную трубку, кондиционер начинает булькать из-за не слившегося конденсата. Решение: выпрямление трубки под нужным углом. Бульканье появляется при завоздушивании системы - когда на место фреона поступает воздух.
  • Хлюпанье. Этот звук характерен для нормально функционирующего кондиционера. Причиной повышенного шума иногда является некачественное закрепление частей и блоков агрегата. Для его ликвидации надо плотно затянуть все соединения и крепежи конструктивных элементов системы и трубок. Наружный блок выравнивается по горизонтали, а провисшие петли скрепляются между собой.

Неэффективная работа

Это одна из самых распространённых неисправностей, особенно заметная в жаркое время года. Кондиционер потребляет электроэнергию, но при этом не обеспечивает необходимый температурный режим. Возможные причины низкой эффективности:

  1. Засорение воздушных фильтров. Они выглядят как небольшая плоская или барабанного типа сетка под передней панелью агрегата, и именно через неё в кондиционер попадает воздух. Фильтры собирают всю пыль в доме и предохраняют от неё радиатор внутреннего блока. Очистить их довольно просто - снять и промыть под проточной водой, потом высушить и поставить назад. Процедуру проделывают раз в две - три недели, а если пыли и копоти много, то ещё чаще. Иначе скорость обдува радиатора снизится, и он перестанет обеспечивать нужную температуру. Нарушение режима функционирования охладительной системы, в свою очередь, приведёт к обмерзанию медных трубопроводов. После отключения намёрзший лёд растает и из кондиционера закапает вода. В случае сильного засорения фильтров, грязь проникнет и в дренажную систему, а вода потечёт чуть ли не ручьями. И очистить все это безобразие можно будет только с использованием сильнодействующей химии. Важно! Максимальное количество промывок фильтра - 6–8 раз! Потом он теряет свои эксплуатационные качества.

    Так выглядит очень запущенный воздушный фильтр

  2. Попадание пыли на крыльчатку внутреннего блока. Для устранения проблемы надо снять панель, и удалить пыль с крыльчатки.
  3. Засорение теплообменника наружного блока. Если в наружный блок попадает грязь, пыль, пух или шерсть с улицы, то повышается нагрузка на компрессор, он начинает перегреваться и вскоре может окончательно выйти из строя.
  4. Утечка фреона. Надо знать, что это происходит даже в случае самого профессионального монтажа, вследствие развальцовки соединения между блоками. И эту утечку надо регулярно (раз в два года) компенсировать дозаправкой хладагентом. Если этого не сделать, то уровень снизится до минимального значения и компрессор может заклинить по причине перегрева. Поскольку цена на новый равна половине стоимости самого кондиционера, допустить этого нельзя. Чтобы определить, сократился ли объем фреона, достаточно присмотреться к штуцерным соединениям внешнего блока - нет ли там льда или инея. Ещё одним показателем будет плохое охлаждение воздуха. Кроме того, утечку фреона может вызывать даже незначительная трещина после развальцовки провода. Свидетельством послужат потеки масла под кранами, потемнение теплоизоляции. При появлении таких тревожных признаков, лучшим выходом будет выключить агрегат и провести работы по устранению неисправности.
  5. Неадаптированный к зиме кондиционер. Многие модели, особенно от азиатских поставщиков, где температура зимой не падает ниже +8, не приспособлены к работе в условиях сильных морозов. И если пользоваться функцией зимнего обогрева с помощью неадаптированной модели, это существенно сократит ресурс компрессора. В итоге возникает холодная пробка, которая при переходе с режима обогрева на режим охлаждения мешает стеканию конденсата. Решается проблема установкой зимнего комплекта для подогрева и разогрева дренажной системы.
  6. Обледенение наружного блока. Оно случается, если сплит включается на обогрев при высокой влажности и минусовой температуре воздуха. Если он не оснащён системой авторазморозки, то его нужно ненадолго включить в режим охлаждения. Тогда оттаивание обеспечит тёплый воздух, перемещающийся наружу. В целом не рекомендуется включать агрегат при температуре ниже 10 С, так как масло внутри компрессора густеет, что повышает его износ.
  7. Неправильно выбрана мощность кондиционера, поэтому он не справляется с площадью помещения.В таком случае поможет только замена оборудования на более мощное.

Очистка внутреннего блока (видео-инструкция)

Чистка или замена фильтра

Фильтры в кондиционерах подразделяются на два вида:


Как разобрать кондиционер

Разборка любого блока проходит по одной и той же схеме, поэтому этот способ является универсальным. Сначала запасаемся такими инструментами:


Для простой чистки внутреннего блока снимать его со стены необязательно. Пошаговая инструкция:

  1. Первым делом прибор обесточивается.
  2. Сначала снимается внешняя панель. Под ней находятся два болтика, закрытые предохранителем, и их надо развинтить.
  3. После отщёлкиваем две защёлки и снимаем каркас. Верхняя панель обычно загрязнена и её надо помыть.
  4. Необходимо вытащить лопасть, которая направляет воздушные массы, и снять с задвижек нижнюю панель внутреннего блока.
  5. После чего отсоединяются провода (чтобы не напутать, лучше подробно зарисовать их расположение).
  6. Потом отжимаются скобы и вынимается сам корпус электроблока и трансформатора.
  7. Чтобы демонтировать слив и выводной шланг, выжимается три несущих крепежа.
  8. Затем откручиваются несущие болты электронного двигателя, аккуратно приподнимается радиатор, и снимается моторная опора.
  9. После этого вынимаются лопасти и движок, располагающийся в специальной ячейке. Чтобы радиатор случайно не упал, его можно поставить на место.
  10. Затем необходимо снять тепловой замок, который находится на крепительном болтике фрикционного колеса с ободом электродвигателя. Это достаточно сложно! Чтобы избежать непредвиденного сгорания резиновой детали, передающей энергию, с помощью тонкого паяльника нужно осуществить нагревание болтовой головки, пробуя открутить её в процессе пайки. После аккуратного отделения лопастей от моторной части, пыльные и плесневелые детали очищаются специальным средством.

Видео: Разборка и чистка сплит-системы

Как снять кондиционер

Для отключения первым делом прекращается подача рабочей жидкости, кондиционер выключается и из него сливается уже залитая жидкость. После этого нужно отключить агрегат от сети и выключить слив. Затем снимаются трубки, подающие жидкость, и кондиционер окончательно убирается со стены. Более подробно об этом процессе можно почитать в статье «Как демонтировать кондиционер своими руками: инструкция, видео».

Ремонт радиатора своими руками

Для этого понадобится:


Для начала кондиционер демонтируется и обесточивается. Потом приподнимается крышка, снимаются фильтры и поверх радиатора наливается около полутора литров воды. Если она не вылилась через дренажную трубку, значит, имеет место внутреннее протекание.

После определения локации протечки, она высушивается, очищается и обезжиривается. В случае с медным радиатором, после обработки флюсом накладывается олово, прогревается, и можно приступать к пайке.

Для проверки целостности в радиатор снова наливается вода.

Если он алюминиевый, то на зачищенную, обезжиренную и сухую (!) поверхность накладывается железноканифольное вещество, а часть, где будет пайка, натирается раскалённым паяльником. Когда канифоль начнёт растекаться, деталь крепится в зоне пайки припоем из олова и свинца, с добавлением железных опилок.

Проверка работоспособности компрессора

Замена фильтров, устранение течи или дозаправка кондиционера - это первые шаги при утечке хладагента, потемнении изоляции или масла. Но иногда этих мер недостаточно, и нужна более тщательная диагностика компрессора. И по её результатам может оказаться, что компрессору нужен более серьёзный ремонт. Для этого существует экспресс-диагностика масла. Чтобы сделать пробу, понадобится пробирка, шланг и ёмкость для жидкости. Далее следует поступать так:

  • выключить агрегат;
  • подождать, пока масло стечёт по стенкам трубопровода;
  • шланг с краном подсоединить к сервисному порту, а свободный конец опустить в подготовленную ёмкость;
  • открыть кран и собрать масло;
  • дать маслу отстояться и перелить его в пробирку.

Если масло потемнело и имеет запах гари, то компрессор перегревался. Причинами могли быть: утечка хладагента, засорение внешнего блока, ухудшение обдува вентилятором, отсутствие зимнего комплекта.

Зеленоватый цвет говорит о наличии в масле солей меди. Это значит, что во фреоновый контур попала влага. Опасность состоит в том, что она никак не проявляет себя, а потом компрессор отказывает. Ремонт компрессора и замена масла производятся исключительно в сервисном центре.

Какие неполадки не подлежат ремонту

Если речь идёт о чистке фильтров или обычной профилактике, то это нетрудная задача для любого пользователя. Но в случае серьёзных неполадок, когда нужна замена деталей или проверка их на специальных стендах, ремонт своими руками будет неуместен и даже опасен!

В сервисный центр придётся обратиться, если необходимы:

  1. Замена компрессора;
  2. Устранение утечки хладагента или его заправка;
  3. Ремонт или замена электронных модулей;
  4. Замена масла;
  5. Вакуумирование системы.
  6. Замена термоизоляции и другие сложные манипуляции, которые невозможно произвести на дому.

Теперь вы знаете, как диагностировать кондиционер, устранить многие из неполадок и предупредить возникновение проблем с климатическим устройством. Починка своими руками – это не только экономия средств, но и удовлетворение от получения новых умений и знаний.

Все проблемы в работе сплит-систем можно условно разделить на две категории:
- поломки в холодильном контуре;
- неисправности электроники и (или) электрических элементов.
Наиболее часто причиной поломки климатической системы становится утечка фреона. Внешний и внутренний блоки кондиционера соединяются при помощи труб магистралей. Они соединяются механическим путем. Такая техника установки предполагает плановую утечку хладагента. При ежегодном сервисном облуживании специалисты добавляют незначительное количество хладагента. Нормой принято считать 150-200 г фреона в год. Если утечка превышает данную норму, то, вероятнее всего, при выполнении монтажных работ были допущены серьезные ошибки. Это основная причина, указывающая на недопущение выполнение монтажных работ не специалистами. Ведь от этого зависит вся последующие эксплуатационные возможности сплит-системы.
При выполнении технического осмотра сплит-системы первым делом следует проверить теплообменники наружного и внутреннего блоков. Необходимо проверить, правильно ли установлены блоки, не попадает ли в них грязь, и нормально ли проходит вентиляция. Специалисты используют тестовый режим работы, которыми оснащены все современные модели климатической техники.
Специфика тестового режима работы климатической системы заключается в том, что она работает на охлаждение, не обращая внимание на температурные показания датчиков. В этом режиме сплит-система работает неограниченное время – столько, сколько необходимо мастеру для установления проблемы. После переключения на нормальный режим кондиционер работает так обычно.
Если есть подозрение на утечку фреона из слип-системы, то следует срочно прекратить ее эксплуатацию и начать ремонтные работы. Утечка хладагента определяется разными методами. Один из них – заметное снижение давления на всасывание. При показании давления всасывания ниже нуля, скорее всего в систему поступает воздух. Вместе с воздухом, вероятно, внутрь техники попадает влага, которая спровоцирует коррозию внутренностей кондиционера – компрессора. К тому же компрессор может пострадать от перегрева. При нормальной работе компрессор должен охлаждаться, с помощью фреона, циркулирующего в системе. При недостатке газа этот процесс не происходит в полной мере, или не происходит вообще. Конечно, следует незамедлительно дозаправить хладагент.
Специалист должен полностью удалить оставшийся в системе фреон и устранить причину утечки. В случае необходимости, если влага попала внутрь системы, устанавливается специальный фильтр-осушитель, антикислотный фильтр и выполняется вакуумирование.
Чтобы обнаружить утечку мастера используют электронные прибору – течеискатели разных типов. Еще один вид прибора – индикатор утечки. Индикаторы вместе с фреоном заправляются в кондиционер, и с ним циркулируют по замкнутому контуру. Ультрафиолетовый свет помогает обнаружить разгерметизированное место – индикатор светится, выходя на поверхность из поврежденного места. Купить ультрафиолетовую лампу можно в любом специализированном магазина, в современном мире это не составляет проблемы.
При серьезной утечке никаких специальных приборов не понадобиться. Масло, которое циркулирует по замкнутой системе вместе с хладагентом, вытекает в местах, где нарушена герметизация.
Вторая категория выхода их строя климатической системы заключается в возникновении проблемы в функционировании электрических элементов кондиционера. Как правило, из строя выходит компрессор. Его замена несет за собой существенные финансовые затраты, и потерю время. Неисправными могут также оказаться: пусковой конденсатор или электрические двигатели вентиляторов внутреннего или наружного блоков. Выявляются неисправности путем тесторного осмотра, по сопротивлению обмоток или проверкой изоляции на корпус. У каждой модели сплит-системы свои показатели сопротивления обмоток, которые прописаны в инструкции.
Существуют категории поломки электрических элементов, о которых климатическая техника самостоятельно сообщает, путем показателей на индикаторе. Это типичные проблемы, которые могут возникать в стандартной неинверторной сплит-системе. Их всего четыре:
1. Ошибка датчика температуры подаваемого воздуха внутреннего блока;
2. Ошибка датчика температурного режима теплообменника внутреннего блока;
3. Поломка электрического двигателя внутреннего блока;
4. Поломка платы управления.
Исходя из того, как работает кондиционер, мастер так же может судить о характере неисправности. Если сплит-система выключается сразу после включения, а потом на дисплее внутреннего блока появляется информация об ошибке, то, скорее всего, появилась неисправность сенсорных датчиков температурного режима воздушного потока или испарителя. Технически все режимы функционирования климатической системы основаны на показаниях данных сенсоров. Они определяют порядок работы климатической системы, опираясь на нужный режим.
Если сплит-система после начала работы выключается через 15-20 секунд, то это является показателем поломки мотора вентилятора внутреннего блока. При нарушениях в его работе снижается скорость оборотов. неисправен мотор вентилятора внутреннего блока (скорость вращения ниже заданных оборотов в минуту).
Если сплит-система совсем не включается, а светодиоды не горят вовсе или все мигают, то, скорее всего, произошла поломка печатной платы управления. Мигание всех светодиодов так же могут указывать на скачок напряжения в сети, который произвел к нарушению программных установок платы управления. Это несложная проблема. Чтобы ее решить, достаточно перепрограммировать основную плату управления. Коды имеются только у сервисных специалистов.
Так как алгоритм работы сплит-систем практически единичен у всех моделей, то определять причину поломок можно по таким показателям:
воздушного сенсора, когда происходит включение и выключение компрессора при установлении режима работы охлаждения и теплонагрева;
сенсора испарителя, когда идет управление внутренним блоком в режиме обогрева помещения и включение аварийного режима во время обмерзания теплообменника наружного блока или перегрева теплообменника внутреннего блока в режиме обогрева. Предотвратить обмерзание можно установив режим охлаждения датчика сенсора теплообменника.
Если мастер смог своевременно и правильно диагностировать проблему, то устранить неисправности он сможет качественно, за короткий период времени. Это существенно улучшает комфорт жизни.
ПРОВЕРКА КОМПЛЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА
При поломке климатической системы подозрение падает, как правило, на сбой в работе компрессора. Но, при детальной проверке, может оказаться, что этот механизм вовсе не причем. Поэтому важно, чтобы специалист безошибочно провел диагностику компрессора.
Однофазные компрессоры с пусковой обмоткой
Для проведения диагностических работ кондиционер необходимо демонтировать так, чтобы получить доступ к компрессору. Контакты находятся под крышкой, прикрученных винтом. Обнаружить ее легко по проводам, подведенным к компрессору. После того, как крышка снята, открывается доступ к 3-ем контактным выводам с клеммами и отходящими от них проводами. Провода следует отсоединить и мультиметром измерить сопротивление между контактными выводами.
Переключатель кондиционера выставляется на режим измерения сопротивления. Мультиметр может указывать на бесконечно высокое сопротивление, что обозначает обрыв. Если есть встроенная защита, то следует удостовериться, что компрессор не перегревается и это не показатель включившийся защиты. Если установлена наружная защита – компрессор вышел из строя. Если мультиметр указывает на сопротивление, стремившееся к нулю, то это указывает на короткое замыкание, которое стало причиной неисправности компрессора.
Точные показатели сопротивления напрямую зависят от точности мультиметра, мощности компрессора. Допустимая норма колебаний в показаниях составляет около 1-50 Ом.
Каждый компрессор сплит-системы оснащен тепловой защитой. Она может располагаться внутри прибора, или находиться снаружи, возле выводов компрессора. Встроенную тепловую защиту еще называют «таблеткой». Наружную тепловую защиту без особых трудностей можно продиагностировать отдельно. Таким методом невозможно определить короткозамкнутые витки. Существуют специальные приборы для их измерения, но их показания неточны.
Измерение при помощи мегомметра
Пробой изоляции в системе кондиционера обычным тестером невозможно, так как ему доступно измерение при низком напряжении 3-9 В. Специальный прибор мегомметр дает возможность делать замеры при высоком напряжении в 200-1000 В. Перед началом работы мегомметром, необходимо по обмоткам пройтись мультиметром. Это говорит о том, что нельзя мегомметром измерять сопротивление при коротком замыкании обмотки на корпус.
Прибор оснащен переключателями, которые помогают выбрать нужное напряжение, в диапазоне которого проводится диагностика обмоток, а так же время проведения работ.
Сопротивление измеряется между выводами на компрессоре и медной трубкой выходящей из него напряжением 250-500 В. Нормальный показатель сопротивления находится в диапазоне 7-10 МОм. Если показания другие, то компрессор подлежит замене.
Перед началом измерительных работ следует внимательно ознакомиться с инструкцией к кондиционеру. Так как прибор находится под высоким напряжением, при нарушении техники безопасности или неправильной эксплуатации можно получить удар током или испортить сплит-систему.
Трехфазные компрессоры и компрессоры инверторных кондиционеров
Так как у этих элементов отсутствует пусковая обмотка, то сопротивление между обмотками у трехфазных компрессоров и компрессоров инверторных кондиционеров должно быть одинаковым. В целом способ выявления поломок у них аналогичен однофазовому компрессору кондиционера.

Любой кондиционер – это сложное электронное устройство, которое состоит из множества взаимосвязанных между собой деталей. Современные холодильные машины создаются по новейшим технологиям, но это не предотвращает выхода из строя той или иной важной составляющей, из-за чего дальнейшая работа становится невозможной.

Своевременный сервис и ремонт кондиционеров помогает устранить многие неисправности до того момента, как прибор окончательно выйдет из строя. Как правило, владелец такого оборудования должен время от времени заказывать профессиональную чистку и диагностику системы, после которой климатехник сообщает пользователю о всех возможных и существующих проблемах.

Ремонт кондиционера можно проводить как на месте, так и в условиях сервиса. Все зависит от сложности поломки, а также от готовности владельца оплатить демонтаж и последующий монтаж техники.

Поломки вентилятора, компрессора и платы управления кондиционера

Какие существуют самые распространенные неисправности кондиционеров?

Условно все поломки можно разделить на неисправности компонентов холодильного контура и сбои в электронике или отказ электрических компонентов системы. Чаще всего пользователи тех же сплит-систем сталкиваются с поломками платы, вентилятора, компрессора или протечкой теплообменника наружного блока. Это связано с тем, что основная нагрузка идет именно на данные детали, поэтому их износ, особенно при несоблюдении условий эксплуатации, неизбежен.

Вентилятор

Что может случиться с вентилятором кондиционера и какой ремонт производят в тех или иных ситуациях?

О некоторых неисправностях свидетельствуют коды ошибок, высвечивающиеся на индикаторной панели внутреннего блока. Если «полетел» вентилятор, то скорее всего система будет включаться на несколько секунд, а потом снова отключаться. Здесь есть несколько причин:

  • неисправны лопасти вентилятора;
  • неисправен мотор вентилятора;
  • неисправен конденсатор электродвигателя вентилятора.

Во всех трех случаях решением проблемы станет замена вышедшей из строя детали.

Сервисный работник в первую очередь проверяет тестером сопротивление обмоток, которые различны для разных моделей холодильных машин и даны в мануалах. Если подозрение подтвердилось, то приступают к ремонту вентилятора кондиционера.

Замена крыльчатки вентилятора:

  • Снимают переднюю защитную решетку;
  • Откручивают гайку крепления вентилятора (левая резьба);
  • Снимают крыльчатку со шкива электродвигателя;
  • Надевают новую крыльчатку на шкив;
  • Проводят сбор деталей в обратном порядке.

Замена мотора вентилятора:

  • Систему обесточивают и снимают защитную переднюю решетку;
  • Откручивают и снимают гайку крепления вентилятора (левая резьба);
  • Отключают все электрические соединения электродвигателя вентилятора;
  • Откручивают сам мотор от корпуса и снимают его;
  • Надевают новую запчасть;

Замена пускового конденсатора электродвигателя вентилятора:

  • Полностью обесточивают систему;
  • Разбирают корпус наружного блока;
  • Откручивают фиксирующую скобу конденсатора;
  • Отключают от него все провода;
  • Заменяют новым пусковым конденсатором;
  • Проводят сбор и закрепление деталей в обратном порядке.

Обычно ремонт вентилятора кондиционера занимает не более часа по времени. Сколько стоит такой ремонт, зависит от срочности выполнения работ, их объема, мощности кондиционера, количества используемых материалов и запчастей.

Компрессор

Какие основные неисправности компрессора кондиционера встречаются, и какой ремонт проводят в том или ином случае?

Чаще всего о поломке компрессора свидетельствует некорректная работа прибора, а именно:

  • он вообще не включается или происходит задержка включения на несколько минут;
  • он не включается и при этом издает соответствующее гудение;
  • частая смена циклов старта и стопа.

Причинами могут быть неправильное включение фаз, неисправность пускового конденсатора, заливание картера компрессора жидким фреоном, отказ ТРВ-клапана или четырехходового клапана. Это не полный список проблем. Но большинство из них не требуют замены самого компрессора. Достаточно устранить причину и прибор функционирует нормально.

Если произошел перекос фаз, то скорее всего нагрузка в сети распределена неправильно. Кондиционер с трехфазным подключением не может быть посажен на однофазную сеть и наоборот. Проверяют обычно токоизмерительными клещами ток на каждой фазе и перераспределяют нагрузку. Возможно, понадобится переборка электрического щитка.

Если жидкий хладагент заливает картер, то необходимо прежде всего стравить имеющийся фреон, отвакуумировать систему, после чего производят заправку контура, так как именно недостаток хладагента вызывает такие проблемы. Возможно, понадобится перенастроить работу регулятора давления конденсации.

Если проблема в работе четырехходового клапана, то стоит помнить, что его замена обойдется ненамного дешевле, чем ремонт компрессора кондиционера, поэтому для начала проверяют исправность электрической схемы и хватает ли фреона в контуре. Когда проблема не исчезает (дует теплым воздухом в любом режиме), то можно выпаять данную деталь, но это делается только при отсутствии необходимости в последующем обогреве.

Возможно, придется заменить масло на более качественное или попробовать подавать питание в течение непродолжительного времени на четырехходовый клапан. В крайнем случае производят его замену.

Когда требуется полная замена компрессора, делают это в такой последовательности:

  1. Собирают фреон из системы манометрической станцией.
  2. Обесточивают прибор.
  3. Демонтируют внешний блок.
  4. Разбирают его корпус.
  5. Отсоединяют трубки и электрические провода от компрессора.
  6. Снимают компрессор с виброгасителей.
  7. Устанавливают новый на виброгасители.
  8. Закрепляют и припаивают все трубки обратно.
  9. Подсоединяют провода.
  10. Собирают корпус и монтируют блок обратно.
  11. Подключают трубки и провода.
  12. Вакуумируют контур и заправляют его заново.
  13. Включают прибор для проверки.

При ремонте компрессора кондиционера пайку труб производят с помощью азота.

Электронная плата управления

Как проявляется неисправность платы управления и какими путями ее устраняют?

Если на внутреннем блоке мигают все светодиоды, и сплит-система при этом не включается, то скорее всего произошел сбой в программных установках платы управления. Устраняется это путем ее перепрограммирования в сервисном центре по кодам, информация о которых доступна только работникам данного центра.

Плата управления могла перегореть при скачках напряжения (к этому чувствительны инверторные системы) или при коротком замыкании, поэтому в данном случае потребуется ее ремонт – поломанные микросхемы выпаивают и припаивают новые, заменяют симисторы на более мощные, проверяют буферную микросхему.

Производители оснащают платы управления твердотелыми коммутаторами, которые отвечают за вращение вентилятора, поэтому сбои в его работе могут свидетельствовать о неисправности данного элемента. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо замерить сопротивление детали. Если оно ближе к нулю, то сломанную микросхему выпаивают.

Сбои в работе компрессора, датчиков температуры и движения также могут быть признаками неисправности платы управления.

Когда сгоревшую микросхему видно невооруженным глазом, снимать замеры сопротивления нет необходимости. Здесь сразу же приступают к ремонту платы управления кондиционера – замене симистора.

Иногда при монтаже установщики допускают ошибки в межблочных подключениях, что тоже приводит к сбою или выгоранию платы. Чаще всего в первую очередь сгорают диодные мосты, трансформатор или стабилизатор напряжения. В таких случаях целесообразнее заменить вышедшую из строя деталь. Невозможен ремонт платы кондиционера, если она выгорела полностью, тогда производят ее замену.

Замена платы управления:

  • Отключают питание;
  • Разбирают корпус или снимают верхнюю крышку блока;
  • Вытаскивают плату с пазов, открутив фиксирующие винты и отсоединив все провода и разъемы;
  • Заменяют на новую и собирают блок в обратной последовательности.

Лучше обратиться сразу же в сервисный центр, так как ремонт платы у системы кондиционирования – это недешевый процесс, а при неаккуратном обращении с элементами прибора могут возникнуть дополнительные растраты.

Неисправность теплообменника наружного блока кондиционера

У сплит-систем есть еще одна проблема – утечка фреона через теплообменник наружного блока. У машин, заправленных фреоном R-22, ее ищут с помощью течеискателя; агрегаты, работающие на современном R-410a, обмыливают и смотрят, где произойдет вспенивание.

Есть два пути устранения течи через теплообменник внешнего блока:

  1. Пайка . Горелкой нагревают место утечки на радиаторной трубке и припоем запаивают ее. Делают это предельно аккуратно, так как трубки очень тонкие и легко плавятся.
  2. Замена . Отключают внешний блок и разбирают его корпус. Вырезают труборезом или выпаивают старый теплообменник и заменяют его на новый, припаяв азотом. Собирают модуль обратно, подключают электрические соединения, трубки и вакуумируют систему. Заново заправляют и запускают для проверки работоспособности.

При замене конденсаторного теплообменника ремонт систем кондиционирования может проходить на месте и без дополнительных демонтажных работ.

От чего зависит стоимость ремонта кондиционера и примерная смета

Сколько стоит ремонт кондиционера и от чего зависит ценообразование?

Здесь влияние оказывают несколько факторов:

  1. Сложность работы . Гораздо проще, например, отремонтировать крыльчатку вентилятора, чем компрессор.
  2. Наличие нормального доступа к прибору .
  3. Стоимость расходных материалов и запчастей . Если мастеру придется менять теплообменник, а не паять его, то произойдет удорожание оказываемой услуги.
  4. Срочность . При нежелании ждать, когда специалист освободится, можно заказать срочный ремонт кондиционера, но это увеличивает стоимость в два раза.
  5. Вызов в ночное время . На некоторых объектах нельзя проводить ремонтные работы в дневное время, а ночной тариф, как правило, имеет другие расценки.

Чтобы определиться с окончательной стоимостью ремонта системы кондиционирования, мастер составляет смету с указанием оказанных услуг и количеством израсходованных материалов. Там могут быть указаны дополнительные услуги, которые были оказаны в ходе выполнения ремонта.

Для наглядности дана примерная смета ремонта кондиционера ниже.

Всего: 4 тысячи 800 рублей 00 копеек.

Все цены в смете на ремонт и сервисное обслуживание кондиционера приведены условно. Они могут значительно отличаться в разных компаниях.

  1. Богословский В.Н. 1985. Кондиционирование воздуха и холодоснабжение.
  2. Бурцев С.И., Блинов А.В. 2005. Монтаж, эксплуатация и сервис систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
  3. Л. Корх 2004. Кондиционеры.
  4. Коллективное авторство. 2010. Книга обучения по ремонту современных кондиционеров.
  5. Кашкаров А.П. 2011. Установка, ремонт и обслуживание кондиционеров.