Организационные принципы информационно аналитической деятельности. Информационно-аналитическая деятельность в сфере управления. Шияну Анатолию Антоновичу

Информация -это сведения о значимых фактах (лицах, действиях, организациях, событиях), которые служат основой для принятия решений о проведении административных, организационных мероприятий, а также для подготовки предложений и рекомендаций. В философском понимании информация обеспечивает уменьшение или снятие неопределенности наших представлений об изучаемых явлениях (процессах) в результате получения сообщения (знака).

Информационная работа – деятельность по обеспечению должностных лиц сведениями, необходимыми для решения возложенных на них задач.

Средства информационной работы – это совокупность документальных, технических и иных устройств, предназначенных для накопления, обработки, систематизации, хранения и выдачи информации.

Формы информационной работы – особенности документирования, накопления, сбережения, интеграции информационных данных в различных звеньях системы управления в целях рационального и эффективного осуществления управленческой деятельности.

Процесс информационной работы -это последовательная совокупность операций (регистрация, передача, накопление, хранение, обработка, выдача информации), позволяющая быстро найти в полном объеме нужные сведения, затребованные конкретными потребителями.

Качество информации – это степень развитости свойств информации, определяющая ее практическую пригодность для исследования. Качество информации зависит от следующих характеристик:

достоверность;

относимость;

своевременность;

важность.

Отбор информации -это результат просмотра материалов и документов, уточнения, дополнения и формализации информации.

Накопление информации -это результат интеграции, систематизации, уточнения и учета информации в определенных системах.

Хранение информации -это результат централизации, коррекции, обновления и сбережения банков данных.

Обработка информации -это результат преобразования (сортировка, группировка, обогащение, сравнение и т. д.) в формы, удобные для работы.

Выдача информации -это передача информации потребителю в режиме сигнального информирования или в соответствии с программой, указанной в запросе.

Способы отбора и рамки информационного поиска определяются с учетом:

структуры и содержания изучаемой проблемы с выделением конкретных задач, подлежащих анализу;

наличия смежных областей и проблем, в которых может находиться нужная информация;

глубины ретроспективного поиска;

видов документальных источников, необходимых для исследования.

Обработка информации -упорядочение собранных материалов путем их систематизации с целью сделать обозримыми, компактными, пригодными для анализа, т. е. приведения их к виду, когда фактические данные начинают «говорить».

Отбор и обработка материалов по теме исследования -это подготовительный этап процесса аналитической работы, на котором осуществляется поиск информации, проверка ее качественных характеристик, а также ее обработка с целью создания условий для правильной оценки исследуемых фактов, событий и явлений.

Документирование -это форма информационной работы, применяемая для закрепления результатов, получаемых в процессе управления деятельностью (справки, постановления, планы и т. п.).

Дела – форма информационной работы, предназначенная для систематизации документальных материалов.

Аналитическая работа

Аналитическая работа -составная часть творческой деятельности. Она предназначена для оценки информации и подготовки принятия решений. Составляет основное содержание повседневной работы каждого руководителя и работника.

Аналитическая работа, как процесс познания объективной реальности, осуществляется по законам диалектики, формальной логики, с применением общенаучных методов исследования.

Цель исследования -общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Цель исследования указывает на характер задач исследования и достигается посредством их решения.

Задачи исследования -совокупность целевых установок, в которых формулируются основные требования к анализу и решению исследуемой проблемы.

Объект исследования -область практической деятельности, на которую направлен процесс исследования. Выбор объекта исследования определяет границы применения полученных результатов.

Предмет исследования -существенные свойства объекта исследования, познание которых необходимо для решения проблемы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.

Тематическое исследование -организационная форма аналитического слежения за состоянием и развитием обстановки, в рамках которой изучаются ее элементы с целью выработки тактических задач для практической деятельности.

Исследования в повседневной деятельности проводятся по мере накопления проблем. Исследуются: актуальность, важность, объективность, перспективность. Предметом исследования становятся события и процессы, развитие которых может повлиять на выбор форм и методов деятельности на определенном участке и в определенное время.

Средства аналитической работы -это законы и методы мыслительной деятельности, а также иные технические средства, на основе и с помощью которых осуществляется обработка фактических данных с более высоким качеством, позволяющим извлечь из нее все, что она может дать.

Формы аналитической работы -организационные особенности осуществления аналитической работы, обусловленные целями, средствами и результатами ее проведения, образующие систему аналитического слежения за состоянием и развитием обстановки.

Процесс аналитической работы -совокупность мыслительных операций, осуществляемых в определенной последовательности с использованием аналитических средств, приводящих к достижению целей и задач исследования.

Технология аналитической работы -получение нового знания (выводной информации), обеспечивающего сложный процесс исследования, имеющий определенную логическую последовательность.

Под проведением исследования понимается система взаимосвязанных рабочих операций, которые образуют технологический цикл отбора, группировки фактов о событиях, явлениях, процессах, где каждый факт обретает свое место и связан с предшествующими и последующими обстоятельствами в пространственно-временной и причинно-следственной зависимости.

Обобщение фактов, их научная обоснованная систематизация позволяют дать правильную оценку как всей совокупности фактов, так и каждому из них в отдельности.

Задание – правовой документ, определяющий состав, права и обязанности авторского коллектива в вопросах получения информации на тему исследования, консультаций со специалистами, реализации результатов, а также цели и задачи, объект и предмет, информационную базу, сроки и формы подготовки выходных документов.

План -организационный документ, устанавливающий последовательность осуществления этапов исследования, конкретизированных по исполнителям, срокам, формам подготовки выходных документов.

Методика исследования -организационный документ, в котором описывается система логических и методических правил проведения как в целом исследования, так и в рамках отдельных его направлений.

Постановка проблемы и ее предварительная проработка -начальный этап процесса аналитической работы, на котором окончательно определяются цели, задачи, предмет, объекты и информационная база исследования, прогнозируются главные результаты, способы и формы реализации.

Проблема исследования -разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании, и его поиск требует аналитических действий, отличных от информационного поиска.

Условия постановки проблем:

когда результаты оперативной деятельности не соответствуют желаемым целям;

когда ранее проверенные способы решения задач не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;

когда обнаруживаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теоретических представлений;

когда одна из частных теорий аналитической деятельности вступает в противоречие с более общей теорией данной деятельности.

Уяснение проблемы исследования -составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляются условия и предпосылки успешного проведения исследования: обоснованность постановки проблемы; актуальность и осуществимость ее разработки; возможность внедрения результатов в практику, а также определенность в целях, задачах, предмете, объекте и границах исследования.

Информационная база исследования -составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляется достаточность информационных материалов, пути и способы ее получения, составляется библиография по источникам.

Анализ собранных материалов в соответствии с целями и задачами исследования -это основной этап аналитической работы, на котором осуществляется осмысление материала, выработка новой выводной информации, формирование предложений по практическому их применению и документированию результатов исследования.

Анализ информации -совокупность методов формирования фактических данных, обеспечивающих их сравнимость (сопоставляемость), объективную оценку и выработку новой выводной информации.

Выработка новой информации -это извлечение содержания из всей массы исходных данных, отыскание причинно-следственных и пространственно-временных связей и взаимосвязей между сопоставляемыми сведениями.

Документирование результатов исследования -фиксация в установленном порядке результатов исследования с помощью системы обозначений, придающей описанию строгую форму, наглядность, логичность, краткость, ясность и отвечающей целям и задачам исследования.

Апробирование результатов исследования – проверочная процедура, направленная для выяснения качественных характеристик результатов исследования, возможностей реализации и внедрения их в практику.

Утверждение результатов исследования – согласовательная процедура, с помощью которой аналитический документ приобретает качества пригодности и обязательности для использования во всех заинтересованных сферах.

Реализация результатов исследования -это передача результатов исследования в удобной для внедрения форме в практику работы заинтересованных лиц, обеспечивающих повышение эффективности их деятельности.

Проверка, утверждение и внедрение результатов аналитической работы -это завершающий этап процесса исследования, на котором выявляются недостатки в аналитической работе, осуществляется их устранение и дается оценка качеству полученных результатов.

Основные этапы информационно-аналитической работы

Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Ознакомление с проблемой в целом, а также со смежными вопросами, изучение которых может оказаться полезным; составление общего плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые предположительно могут быть использованы.

Чтобы успешно справиться с заданием, очень важно вначале, при общем знакомстве с проблемой и составлении плана, действовать со знанием дела, обдуманно и рассудительно.

Этап 2. Определение используемых терминов и понятий. Необходимо определить и объяснить тот или иной термин или понятие так, чтобы это было ясно нам самим, тем, кто контролирует нашу работу, и тем, кто пользуется нашей информацией. «Определение понятий» является одним из девяти принципов информационной работы.

Этап 3. Сбор фактов.

Этап 4. Истолкование фактов. Так кратко можно назвать процесс изучения и обработки фактов с целью выжать из них все, что они значат. Этот этап включает оценку, классификацию, анализ и уяснение фактов.

Этап 5. Построение гипотезы. Рабочие гипотезы, выдвигаемые на этом этапе, обычно связаны с какими-либо конкретными вопросами, отвечая на которые можно проверить сами гипотезы. Многие считают построение гипотезы важнейшим моментом любого исследования как в области естественных или общественных наук, так и в области информационно-аналитической работы. По мере изучения данного этапа мы открываем все новые полезные стороны рабочей гипотезы.

Гипотезу можно рассматривать как положение. Обычно отмечают три полезные стороны гипотезы:

– во-первых, тем самым облегчается уяснение проблемы. Установленное положение – прекрасное подспорье для памяти. Мы можем располагать значительными знаниями, помня определенное научное положение и не перегружая себя отдельными фактами;

– во-вторых, научное положение является основой для уяснения отдельных фактов или явлений, так как вскрывает существующую между ними связь. Мы можем осмыслить суть новых явлений, если выразим ее в знакомых нам понятиях;

– в-третьих, приемлемое научное положение всегда содержит некоторые моменты, выходящие за его рамки и образующие разумное и плодотворное основание для предвидения новых фактов и явлений. Короче говоря, приемлемое положение (или теория) помогает мобилизовать наши знания для использования в сфере не только чистой, но и «прикладной науки».

Все сказанное можно суммировать следующим образом: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Построение гипотезы, взятое в широком смысле, всегда присуще любой исследовательской работе. В самом начале исследования, когда вырабатывается общий план, мы исходим из определенных предположений (или гипотез) о том, какие факторы, возможно, играют важную роль и какие почти определенно не имеют отношения к делу. Аналогичными гипотезами мы руководствуемся при сборе и истолковании фактов, формулировании выводов и изложений.

Гипотеза – термин, прочно утвердившийся в научной литературе. Разведчики для обозначения рассматриваемого этапа чаще применяют термин «интеграция», хотя эти два термина имеют не совсем одинаковое значение.

Этап 6. Выводы. На этом этапе производятся исследования, необходимые для доказательства или опровержения рабочих гипотез, выдвинутых на этапе 5, и формулируются окончательные выводы, являющиеся душой почти любого информационного документа. («Выводы» – последний из девяти принципов информационной работы.)

Этап 7. Изложение. Составление документа, завершающее работу. Составитель информационного документа должен не только ясно представлять себе то, о чем он пишет, но и уметь выразить свои мысли в ясной форме.

Необходимо указывать степень достоверности каждого утверждения. Доклад о научных кадрах, вероятно, должен содержать таблицы и диаграммы. Правильно сравнить положение, существующее в различных странах, – дело трудное. Однако в рассматриваемом нами примере та часть информации, где сравнивается положение с научными кадрами, может оказаться самой ценной.

Описанные этапы метода научного исследования применительно к информационной работе весьма сходны с теми этапами, на которые обычно делят свою работу аналитики.

Основные различия между ними состоят в следующем:

1. Оценка необходима для информационной работы, имеющей дело в основном с непроверенными первичными данными.

2. Термин «построение гипотезы» особенно широко употребляется в научной литературе.

Поэтому лучше исходить из признания отмеченных различий и не пытаться искусственно втискивать два совершенно не схожих перечня этапов исследовательской работы в единые рамки.

Работа, проделанная на каждом этапе, считается предварительной, и могут быть внесены изменения в зависимости от новых данных, полученных по мере продолжения исследования на последующих этапах. Например, сбор фактов нельзя провести сразу и закончить в один прием.

После того как собрана часть фактов, их истолкование, несомненно, покажет, по каким вопросам требуется собрать дополнительные факты, и тем самым даст направление последующей исследовательской работе.

Точно так же дело обстоит и на других этапах. Например, общий план работы является в момент его разработки предварительным. Мы должны быть готовы принять его и в равной мере должны быть готовы возвращаться назад и вносить изменения в наш предварительный план каждый раз, когда в свете новых данных в этом возникнет необходимость.

Применяя метод обратной последовательности этапов, мы расширяем свои знания по изучаемому вопросу в соответствии с принципом сложных процентов, получая проценты на проценты.

Построение гипотезы. Наконец, следует отметить выдающееся место, занимаемое этапом «построения гипотезы» во всем процессе (или цикле) информационной работы.

Мы видели, что все предварительное планирование работы по выполнению поставленного перед нами задания подсознательно основывается на предположениях и догадках, которые имеют отношение к изучаемой проблеме.

Фактически без гипотез мы не можем даже думать об исследовании какого-либо вопроса. Иногда, составляя перечень этих гипотез и критически оценивая правильность каждой из них, мы обнаруживаем некоторые старые ошибки и находим более успешный метод решения стоящих перед нами задач. Большое количество предположений, выдвигаемых в процессе исследовательской работы, редко подтверждается или выясняется, что некоторые из них содержат серьезные ошибки.

Из всех этапов информационной работы построение гипотезы больше всех связано с процессом чистого мышления. Построение гипотезы практически можно рассматривать как важнейший этап исследовательского цикла, а все остальные основные этапы – как вспомогательные.

Аналогия как метод. От известного к неизвестному

Аналогия -один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни.

Иногда нам не удается использовать всех возможностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скрытых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы информационной работы, надо рассмотреть достоинства и недостатки этого метода.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явления, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках дополнительных сведений мы обращаемся к аналогичному явлению, имевшему место в прошлом, о котором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы рассматриваем температуру в августе прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, говорящих об обратном, неизвестное явление, вероятно, будет примерно таким же, как известное. За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совершенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно говорим «вероятно», «примерно такое же» и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облегчающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распространить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправданные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям.

Подойдем теперь к вопросу в позитивном плане и посмотрим, что можно сделать для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из применения метода аналогии в информационной работе.

Для эффективного использования метода аналогии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную проблему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений аналогичные изучаемому. При этом надо следить, чтобы важнейшие элементы изученных явлений обладали достаточным сходством с соответствующими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от друга, так как в этом случае применение метода аналогии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необходимо установить как черты сходства, так и различия между ними. Затем их можно будет сопоставить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогичных явлений.

Аналогии играют решающую роль при построении гипотез. Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуждения получат более прочное основание, чем рассуждения с использованием одной аналогии.

Аналогия. Процентный метод

Известным способом упрощенного использования метода аналогии является процентный метод.

Отправляясь от известных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для следующего года, устанавливая, что они составят 90 или 150 % или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года.

Используя его, мы, безусловно, должны уяснить всю совокупность затрагиваемых явлений. Мы обязательно должны уяснить различия между сравниваемыми сходными явлениями, чтобы сделать верные выводы.

В условиях, когда из-за границы поступает довольно скудная информация, применение метода аналогии часто является лучшим, а иногда единственным методом, с помощью которого можно составить более или менее точное представление о некоторых сторонах изучаемого явления из жизни иностранного государства.

Аналогия. Характерный пример

Одно из весьма немногочисленных исследований, имевших своей главной целью усовершенствование методов информационной работы, например разведки, было проведено в связи с изучением вопроса о выпуске определенной продукции в одном иностранном государстве.

Офицеры отдела информации, выполнявшие это задание, столкнулись с обычным явлением – весьма скудными сведениями. Они носили столь отрывочный характер, что было трудно или даже невозможно составить какое-либо определенное представление. Положение казалось настолько безнадежным, что ничего не было сделано для того, чтобы найти из него выход.

Аналитики считали, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить дополнительные сведения. Во-вторых, извлечь максимум пользы из имеющихся сведений. Они сосредоточили свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляло смысл информационной работы. Таким образом, это позволило дать более четкие указания специалистам, работающим в этой области.

Несомненно, одна из важнейших задач работника информационной службы состоит в том, чтобы давать полезные направляющие указания аналитикам, добывающим сведения на месте. Эти указания могут выражаться в четких и определенных заявках на необходимые сведения, в выделении сведений, имеющих решающее значение, в высказываемых предположениях о том, где их можно найти.

В ходе выполнения задания, которое мы описываем, после того как аналитики на месте получили более точные заявки, им удалось добыть дополнительные данные. Новые факты внесли большую ясность в изучаемый вопрос, поскольку аналитики-исследователи хорошо представляли себе весь процесс производства в данной области, непосредственно изучив его у себя в стране.

Рассматриваемый пример показывает, что польза, приносимая методом аналогии, заключается хотя бы в том, что мы приступаем к работе над заданием, обладая значительными знаниями в данной области.

Проверка по аналогии

Метод аналогии можно использовать в качестве эффективного средства проверки правильности выработанных методов оценки положения в стране.

В некоторых случаях, когда положение в иностранном государстве резко отличается от положения в стране, описанный метод может не дать решающих результатов или вовсе оказаться неприемлемым. Однако специалист, работающий в области общественных наук, в большинстве случаев свободен в выборе метода. Он заранее может решить, какая роль будет отведена им статистическому анализу, изучению отдельных случаев и другим методам.

В информационно-аналитической работе дело обстоит иначе. Здесь часто приходится довольствоваться доступным материалом и весьма желательно использовать оба метода.

Изучение отдельных случаев является таким способом систематизации социологического материала, который позволяет сохранить целостность социального явления – объекта исследования. Другими словами, это метод, при котором любая общественная единица берется в целом и почти всегда изучается в ее развитии. В качестве такой единицы может выступать отдельная личность, семья или другая общественная группа, совокупность общественных отношений или процессов… или даже все общество.

Метод изучения отдельных случаев учитывает развитие явления, или, говоря другими словами, позволяет показать их в динамике, и этим он отличается от статистического подхода.

Описание отдельных случаев, если оно сделано точно, гораздо вернее отражает реальную действительность, в то время как статистические обобщения, за исключением тех случаев, когда все подвергнутые статистическому анализу явления охарактеризованы каждое в отдельности, представляют собой лишь приближающиеся к действительности абстракции.

Метод изучения отдельных случаев приносит больше пользы на начальной стадии работы, при проведении предварительных исследований, чем на последующих стадиях.

Слабые стороны этого метода и вытекающие из них опасности обусловлены в основном двумя причинами. Первая причина состоит в том, что фактически исследование может охватывать лишь незначительное количество случаев.

Даже если исследователь опишет в своей работе сотни отдельных случаев, читатель сможет удержать в голове лишь несколько из них. Когда же мы исследование основываем на анализе небольшого количества случаев, всегда существует опасность, что используемые источники информации могут оказаться необъективными или ненадежными.

Такое может случиться, даже если каждый отобранный случай получил правильную оценку и был точно описан. Анализ небольшого количества случаев может дать правильное представление обо всем народе или какой-либо значительной части народа только при условии, если все население или соответствующая часть населения однородны по своему составу.

Лица, читающие труды исследователя, склонны преувеличивать значение отобранных им случаев и считать, что эти случаи обязательно правильно отражают общее положение. С этой опасностью связана другая – преувеличение значения нетипичных явлений.

Причина второй опасности, вытекающей из использования метода изучения отдельных случаев, состоит в том, что исследователю трудно дать объективную оценку этим случаям, поскольку он непосредственно и тесно соприкасается с предметом изучения.

Меры, которые следует принимать, чтобы избежать указанных опасностей, сводятся вкратце к следующему:

1. Ясно представлять себе существующие опасности и быть готовым энергично преодолевать их.

2. Тщательно отбирать для исследования случаи, в достаточной мере отражающие все важные аспекты изучаемого явления, обращая особое внимание на то, чтобы полное отражение получили взгляды, идущие вразрез с точкой зрения самого исследователя.

3. Старательно выявлять и отбрасывать сведения, поступившие из не заслуживающих доверия источников.

4. Обеспечивать критику положений, выдвинутых исследователем, и особенно первого варианта его работы, со стороны коллег, которые не находятся, подобно ему самому, под впечатлением непосредственного соприкосновения с объектом изучения, оказывающего на него определенное влияние.

Сотрудник информационной службы сталкивается в данном случае с особыми трудностями. Дело в том, что в его распоряжении могут оказаться сведения относительно весьма небольшого количества «случаев», которые к тому же ни в коей мере не являются типичными.

Несмотря на все их недостатки, глубокое изучение этих, возможно, необъективных данных об отдельных случаях позволит ему написать определенную часть подготавливаемого документа и таким образом раскрыть какую-то одну сторону изучаемого явления, о которой никаким другим путем нельзя получить представление.

Такими сведениями не следует пренебрегать, несмотря на указанные нами их недостатки. Составляя документ, автор должен сначала сам четко представить себе положительные и отрицательные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит информационный документ.

Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы

В исследовательской работе в области общественных наук часто применяются два совершенно противоположных метода: метод статистического анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы различны, но дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обоих этих методов.

Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет охватить большое количество изучаемых объектов.

Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкретные примеры положения отдельных людей, общественных групп и т. д., рассказывая о прошлом, настоящем и будущем этих людей, об их успехах и неудачах, – одним словом, показывая их живыми, полнокровными. Тем самым мы внесем в аналитическую информацию важнейший элемент – саму жизнь.

Информационно-аналитическая деятельность

комплекс мероприятий, проводимых должностными лицами, органами управления объединений, соединений и частей ПС РФ по реализации информационных процессов, проведению анализа (исследования) информации, формированию прогнозов развития обстановки и управленческих решений в сфере защиты и охраны ГГ РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.


Пограничный словарь. - М.: Академия Федеральной ПС РФ . 2002 .

Смотреть что такое "Информационно-аналитическая деятельность" в других словарях:

    ГОСТ Р 54080-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно-аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования - Терминология ГОСТ Р 54080 2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Информационно аналитическая система мониторинга летной годности воздушных судов. Общие требования оригинал документа: 3.1… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительную деятельность - В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. В Федеральном… … Административное право. Словарь-справочник

    Служба безопасности Украины - Служба безопасности Украины … Википедия

    Евразийский банк развития - Деятельность региональный банк развития Год основания 2006 Расположение … Википедия

    Конкурентная разведка - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, сокр … Википедия

    Международная академия бизнеса и новых технологий - (Академия МУБиНТ, МУБиНТ) … Википедия

    Дом Москвы в Севастополе - Тип Культурно деловой центр, структурное подразделение Правительства Москвы … Википедия

    СБУ - Эмблема Службы безопасности Украины Служба безопасности Украины (СБУ, укр. Служба безпеки України) одна из спецслужб Украины, правопреемник КГБ УССР. Подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины. Содержание 1 … Википедия

    Гордукалова, Галина Феофановна - Галина Феофановна Гордукалова Гордукалова Г.Ф. Дата рождения: 27 декабря 1950(1950 12 27) (61 год) Место рождения … Википедия

    Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского - Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ) … Википедия

Книги

  • Купить за 1886 грн (только Украина)
  • Бизнес - PR 4. 0. Актуальные аспекты медийной политики в международном бизнесе , Меньшиков П.В.. В учебном пособии дается комплексный анализ концепций, форм, методов и средств проведения работы по связям с общественностью в коммерческом секторе в промышленноразвитых странах в современных…

Инициативность. Целенаправленность. Соответствие. Системность. Альтернативность. Независимость.

Основополагающее значение в организации информационно-аналитической работы имеют принципы инициативности и целенаправленности, которые предполагают выявление конкретных проблем в деятельности по обеспечению экономической безопасности, разработку и обоснование вариантов их решения для достижения поставленных целей. Указанные принципы направлены на внедрение проблемно-целевого подхода в управленческой деятельности. Сущность такого подхода заключается в том, что исходя из законодательно установленных пределов компетенции, а также государственных приоритетов и анализа складывающейся обстановки, определяется дерево целей, которых следует достичь за определенный период. В качестве глобальных целей могут выступать, например, снижение разрыва в доходах и уровня криминализации экономики. На нижнем (операционном) уровне это могут быть конкретные целевые задания по проведению локальных или межрегиональных мероприятий. Реализация принципов инициативности и целенаправленности означает, что информационно-аналитическая работа с точки зрения достижения согласованной иерархии целей должна выполнять три функции: поддерживающую (обеспечивающую), распознающую и прогностическую. Первая функция предполагает увязку информационно-аналитических мероприятий в общей схеме оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных операций. Вторая функция заключается в отслеживании хода работы по достижению поставленных целей, идентификации рассогласования с ними реально получаемых результатов, формулировку возникающих в связи с этим проблем, а также рекомендаций по вариантам их решений. Наконец, последняя функция предполагает выработку прогноза развития обстановки и прогнозных сценариев действий в тех или иных условиях.

Принцип соответствия требует, чтобы информационно-аналитическая продукция максимально сочеталась с потребностями и механизмами принятия решений ее пользователями. Это означает, прежде всего, что порождаемая в результате ИАР информация должна обеспечивать выработку и обоснование вариантов всей иерархии решений.

Важным принципом организации информационно-аналитической работы является системность , предусматривающая комплексный анализ решаемых проблем с учетом их места, роли и взаимосвязей в общей структуре обеспечения соблюдения налогового законодательства, правопорядка и экономической безопасности государства. Обязательными признаками системности являются: структурированность ИАР, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации ИАР определенным целям.

Одним из принципов, обеспечивающих обоснованность и достоверность аналитических оценок, является принцип альтернативности, который предполагает наличие нескольких различных суждений и точек зрения аналитиков по одному и тому же вопросу. Для руководителя этот принцип означает примерно следующее: “не следует класть все яйца в одну корзину”. На практике анализ наиболее сложных проблем, проработку различных вариантов управленческих решений необходимо параллельно поручать нескольким специалистам (или коллективам).


В информационно-аналитической, особенно, прогностической деятельности используется принцип независимости информационно-аналитического работника от результатов реализации принятых решений по исследуемой проблеме. Это предполагает разделение процесса оценки и выработки решений от его принятия и реализации и соответствующее разделение ответственности. Данный принцип очень важен. Он в значительной мере снижает степень субъективизма при принятии решений, заставляет руководителей искать альтернативные варианты, аналитик же становится более свободным от предвзятости к своему мнению, менее эмоциональным в отношении природы и источника информации, что позволяет ему опираться только на факты и свои знания.

Вопросы:

1. Какие принципы и почему способствуют внедрению проблемно-целевого подхода в управленческой деятельности по обеспечению экономической безопасности?

2. Какое значение имеет принцип альтернативности?

3. В чем смысл принципа независимости?

4. Назовите основные приципы организации ИАР.

Издавна информационно-аналитическая деятельность оказывалась важным компонентом управления, функцией и инструментом власти. В организационно-деятельностном плане аналитика течение многих веков развивалась латентно во властных структурах, только в наше время в результате процессов институализации сформировались аналитические службы, отделы, должности, в круг задач которых входили сбор, анализ информации и выработка вариантов управленческих решений (сценариев). Уже сегодня можно констатировать возрастание роли в обществе и государстве государственно-управленческой аналитики.

Исследователи Л.В.Князєва и Є.П.Тавокін утверждают, что информационно-аналитические структуры должны обеспечивать возможность: а) получения регулярной аналитической и обзорной информации из важнейших аспектов внешнего управленческого среды; б) подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития управленческого объекта; в) разработки ситуационных моделей решения перспективных проблем; г) оперативного получения оптимального объема информации в непредвиденных и чрезвычайных ситуациях .

Среди нерешенных частей общей проблемы остается еще много вопросов, главный из которых заключается в том, что не разработана концепция государственно-управленческой аналитики, не обоснована ее структура, функции, направления развития. Проблема обостряется из-за значительной неупорядоченности в аналитической терминологии. Неоднозначно трактуются такие термины, как "анализ", "аналитика", "аналитическая деятельность", "виды анализа", "анализ политики", "политический анализ" и др. Это сдерживает внедрение аналитики в практику государственного управления, а следовательно, снижает его эффективность, приводит к принятию необоснованных решений, за которые государству приходится расплачиваться значительными материальными и моральными потерями.

За последние годы в органах государственного управления наблюдается значительный рост объема используемой информации и потока управленческих документов, расширение всего делопроизводства. При этом количество подготовленных документов и собранной информации иногда гораздо больше необходимой для процессов управления. В то же время ощущается недостаток информации, которая должна обеспечивать анализ новых тенденций и решения противоречий, которые возникают в государственно-управленческих отношениях.

В современном мире информация является стратегическим национальным ресурсом, который играет все большую роль в системе государственного управления. В обществе наблюдается перераспределение реальной власти - от традиционных структур к центрам управления информационными потоками. За научными выводами, уровень информационного обеспечения государственных органов власти в значительной степени влияет на развитие экономики и политическое положение в стране.

Проведение серьезных социальных и экономических преобразований невозможно без резкого повышения качества управления, непременным условием чего является, прежде всего, создание информационной системы. При этом важна именно разработка стратегии развития информационного пространства, прежде всего отдельного региона, которая будет ориентирована на будущие потребности общества. В этом случае необходим анализ современных тенденций в развитии государства и общества, обобщение мировой практики, что даст возможность определить "лицо" управленческих структур XXI века.

Актуальной является разработка такой стратегии модернизации информационных служб госаппарата, которая серьезно изменит эффективность принятия управленческих решений. Создание таких служб (отделов) - это не только техническая проблема формирования соответствующих компьютерных сетей и баз данных, это и подготовка специалистов, способных грамотно и эффективно эксплуатировать соответствующие ресурсы.

Развитие государственных управленческих структур в регионах как информационно-аналитической системы, прежде всего, связывают с внедрением адресных технологических средств управления, которые имеют форму информационных, компьютерных и коммуникационных технологий. Структура подобных систем эффективно реализуется в классе систем поддержки принятия решений. В качестве подсистем используются экспертные системы, проблемно-ориентированные системы, реализованные в интегральных средах MS Excel, MS Access, ORACLE, JAVA, Delphi и др. .

Государственные органы должны постоянно собирать разнообразную информацию о жизнедеятельности региона, чтобы оценивать потребности и удовлетворять их и в данный момент, и в будущем. При этом стоит охватывать как фактические проблемы и потребности, так и потенциальные. Сбор информации - сложный процесс, который опирается как на традиционные, так и нетрадиционные методы. Информационно-аналитическая служба местной госадминистрации должна поставлять информацию всему персоналу и всем подразделениям, участвующих в подготовке и принятии соответствующих решений. На основе собранной и проанализированной информации административные органы должны вносить соответствующие коррективы в программы своей деятельности.

Анализ состояния разработок, внедрения и эксплуатации информационных систем для органов государственного управления в Украине свидетельствует, что в течение последних лет проделана значительная работа по применению информационных технологий. Практически во всех органах государственной власти обеспечивается информационная поддержка текущей работы с использованием персональных компьютеров с набором типовых программных продуктов. Большинство органов исполнительной власти применяют локальные вычислительные сети.

Единый подход к преодолению создавшегося положения заключается в создании государственной информационно-аналитической системы (ГАС). Решение о ее формировании было принято в высших государственных органах и оформлено соответствующими документами. Это, в частности, Закон Украины "О Национальной программе информатизации" , Указ Президента Украины "О совершенствовании информационно-аналитического обеспечения Президента Украины и органов государственной власти" , Постановления Кабинета Министров Украины "Об утверждении задач Национальной программы информатизации" и другие акты.

Владение достоверной и актуальной информацией наряду с умением эффективно применять адекватные методы ее сбора, анализа и предоставления является основой успешной деятельности государственных органов любого уровня.

Дифференциация спроса на все виды информации - научную, техническую, экономическую, правительственную, удовлетворение растущих информационных потребностей является актуальной задачей в сфере управления. Интуитивные действия в этой сфере, отсутствие информационной политики органа управления могут привести к неадекватным решениям и ощутимых социально-экономических потрясений.

Субъект государственного управления, вырабатывая управленческие решения, передает их объекту управления, оформляя информацию в виде организационно-распорядительных документов (положений, инструкций, правил, приказов, постановлений, решений и др.). Часто для получения эффективного результата в процессе управления необходима как устная, так и письменная взаимодействие между субъектом и объектом, однако для большинства процессов управления важно наличие информации, закрепленной на материальном носителе.

Таким образом, результат управления зависит от того, насколько продуманно, систематически и профессионально происходит информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления.

Анализ видов управленческой деятельности позволяет определить задачи, решаемые в органе государственного управления, и исполнителей этих задач.

По степени интеллектуальности и сложности задачи можно классифицировать :

Первый класс - наиболее простые задания, которые состоят из полностью формализованных процедур и выполнение которых, кроме затрат времени, не составляет никакой сложности для исполнителей. Эти задачи стандартизируются и программируются. К ним относятся контроль и учет, оформление документов, их тиражирование, рассылку и др. Такие задачи решаются практически всеми автоматизированными информационными системами.

Задача этого класса, если они используются для принятия решений, называются задачами принятия решений в условиях полной определенности. При этом случайные и неопределенные факторы отсутствуют.

Второй - более сложные задачи: принятие решений в условиях риска, то есть в том случае, когда имеются случайные факторы, для которых известны законы их влияния. Постановка и решение таких задач возможны на основе методов теории вероятностей, аналитического и имитационного моделирования.

Третий класс задач составляют слабо структурируемые задачи, содержащие неизвестные или невимірювані компоненты (количественно не оцениваемые). Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственного обработки данных. Постановка задач базируется на принятии решений в условиях неполной информации. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решения.

Четвертый класс задач составляют задачи принятия решений в условиях противодействия или конфликта. В задачах этого класса могут быть имеются случайные факторы, для которых неизвестны законы их влияния. Постановка и решение таких задач возможны (но не всегда) методами теории вероятностей, нечетких множеств и теории игр.

Пятый класс - наиболее сложные задачи принятия решений, которые характеризуются отсутствием возможности формализации через высокую степень неопределенности. К таким задачам относится большинство проблем прогнозирования, перспективного планирования.

Основной класс задач, присущий органа государственного управления - документационное обеспечение управления. Независимо от класса задач, решение любой из них предполагает проведение большого объема типовых работ, которые включают :

Обработка входящей и исходящей информации: чтение и ответы на письма (как электронные, так и обычные), написание отчетов, циркуляров и прочей документации, которая может включать также рисунки и диаграммы;

Сбор и последующий анализ некоторых данных, например отчетности за определенные периоды времени за различными подразделениями или организациями, которая удовлетворяет различные критерии отбора;

Сохранение информации, которая поступила, обеспечение быстрого доступа к ней и поиск необходимой в данный момент информации.

Информационную составляющую управленческого труда составляет сбор, хранение, обработка и передача информации. Через органы управления проходит большая по объему, разнообразию и динамике информация. Одна ее часть имеет непосредственно управленческий характер, другая выражает взаимосвязи государственного аппарата с обществом, с его многочисленными проявлениями и потребностями, интересами граждан. Информацию, циркулирующую в органах государственной власти, можно определить как социально-управленческую информацию. Любой вид производственно-экономической деятельности основывается на соответствующем информационном обеспечении, в том числе экономической, конъюнктурной, научно-технической, обзорно-аналитической, фактографической и другой информацией.

Определение понятия "информационное обеспечение", приведенные в различных научных источниках, освещающих цель информационного обеспечения, его объект, средства осуществления, процессуально-деятельностную и информационно-ресурсную составляющие:

Информационное обеспечение - совокупность процессов по подготовке и предоставлению специально подготовленной информации для решения управленческих, научных, технических и других задач в соответствии с этапами их решения .

Информационное обеспечение - комплекс методов и средств документационного, фактографического и концептографического обслуживания, используемых для удовлетворения информационных потребностей в конкретной научно-технической ситуации или в решении управленческих задач .

Информационное обеспечение управления - это организация целенаправленных массивов информации и информационных потоков, которая включает сбор, хранение, обработку и передачу информации (в том числе и с использованием компьютерных информационных систем) с целью анализа полученных результатов для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений органами управления .

Цель информационного обеспечения органов государственной власти заключается в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, обобщенную информацию, которая должна стать основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели осуществляется путем сбора первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями соответствующих государственных органов и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработки, предоставления ее органу управления в переработанном виде, анализ, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции, организации документооборота и т.д. .

Наиболее источниками получение государственно-управленческой информации являются: официальные издания органов государственной власти; статистические данные; средства массовой информации; библиотечные фонды; различные информационно-справочные электронные системы, в частности нормативно-правовые; специальные социологические опросы (на заказ), профессиональные консультации и экспертизы. Для обоснованного формулирования определенных выводов необходимо также обеспечить систематическое долгосрочное отслеживание информации из альтернативных источников .

В общем объеме информации, которая циркулирует в сложных общественных системах, отличают информацию непосредственного управления и информацию развития системы. Под информацией непосредственного управления понимают сведения, которые циркулируют по каналам конкретной системы и используются для решения задач, стоящих перед этой системой. Под информацией развития системы понимают сведения, содержащие результаты научно-технических достижений, которые могут быть использованы для коренной перестройки системы. Условность этого деления подтверждается конвергенцией на практике указанных видов деятельности, что вызвано общей структурой деятельности - объектом (документно-информационным ресурсом), технологией и другими структурными компонентами. Исходя из этого условного деления, деятельность специалистов в области документно-информационных ресурсов можно разделить на деятельность в области документационного обеспечения системы управления документирования управленческой деятельности и деятельности в области информационно-аналитического обеспечения, которые вместе являются составляющими информационного обеспечения деятельности учреждения.

Очевидно, что организация информационной деятельности в государственных органах власти и информационного обеспечения управления является самостоятельным видом деятельности, а информационные подразделения предприятий, будучи функционально включенными в соответствующих организационных структур, выполняющих специфические функции управления информационной деятельностью, системного анализа информационных потоков и применения методов информационной логистики движения этих потоков как внутри организации, так и относительно внешней среды.

Управленческую информацию можно условно разделить на три категории :

o информация стратегического планирования позволяет высшему руководству принимать решения по установлению долгосрочных целей, накопление ресурсов для достижения этих целей и формулировать политику их достижения (может содержать перспективные оценки среды, экономические прогнозы и демографические тенденции);

o контрольная управленческая информация используется менеджерами среднего уровня для координации различных подконтрольных им действий, приведения ресурсов в соответствие с задачами и разработки оперативных планов;

o оперативная информация помогает выполнять обычные повседневные операции, расчет заработной платы и финансовые расчеты и др.

Несовершенство и неопределенность политического и экономического устройства переходного периода развития страны сказывается в первую очередь на социально-экономической и общественно-политической сферах деятельности регионов. Процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти и управления становятся жизненно важными. При этом качество управленческих решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и возможных альтернативных подходов к решению многочисленных проблем, среди которых выделяют таки основные, как :

o внутриполитическую обстановку в Украине и на территории региона;

o экономическое развитие региона (формирование бюджета, стратегия развития, развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций, научно-технический прогресс, экология и т.д.);

o социальные проблемы и благосостояние населения региона (динамика уровня жизни различных слоев населения, трудовая занятость и заработная плата, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.д.);

o развитие науки и культуры (в том числе развитие образования, различных сфер культурной жизни общества, печати, телевидения, искусства и т.д.);

o состояние общественного мнения по различным аспектам общественно-политической жизни региона;

o текущая взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти; работа со структурами власти и управления, администрациями всех уровней, регионами, хозяйствующими субъектами; работа с политическими партиями, движениями и общественными организациями.

Исследование, анализ и прогноз функционирования и развития столь сложных и слабоформализованных систем, какими являются взаимосвязанные комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности регионов не может производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате.

Все это приводит к росту понимания региональными органами власти и управления значимости информационной и аналитической деятельности. Практически во всех региональных органах власти создаются соответствующие аналитические подразделения, совершенствуется их организационное и методическое обеспечение, улучшается материально-техническая база. Опыт работы информационно-аналитических структур на всех уровнях обозначил целый комплекс проблем, без решения которых дальнейшее развитие будет затруднено.

Для повышения эффективности работы аналитических и информационно-технологических служб необходимы слаженные решения как на межрегиональном, так и на государственном уровне. Остается актуальной необходимость координации дальнейшего развития и использования региональных и государственных информационно-коммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями государственных и региональных органов власти .

В системе управления существует значительное количество проблем, характеризующихся информационной открытостью и неопределенностью міжпроблемної области, уникальностью каждой ситуации, высокими требованиями к оперативности принятия решений при фрагментированности и противоречивости информации и нуждаются информационно-аналитического обеспечения.

Растет интерес управленческих структур, методов и средств аналитической работы, усиливается роль различных видов экспертизы (правовой, финансовой, макроэкономической, международной, научно-технической и др.).

Предоставление лицу, принимающему решение, аналитического продукта, который является не просто упорядоченным набором отдельных фрагментов проблемной области, а целостной картиной, отражающий объект управления в удобном для восприятия ракурсе, содержит предложения вариантов альтернативной поведения и возможных последствий, дает возможность воспринимать объект в его динамике.

Информационно-аналитические службы органов власти и управления призваны моделировать социологические аспекты, осуществлять прогнозирование политических конфликтов, результатов голосования, осуществлять аналитический мониторинг не только явных текущих проблем, но и выявлять проблемные ситуации, проводить ситуационный анализ и решать другие задачи социального, политического, финансового, экологического мониторинга .

В общем плане информационно-аналитическая деятельность определяется как совокупность процессов сбора, анализа, синтеза, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, систематически осуществляемых различными организациями. Своеобразным продуктом деятельности ИАД является консолидированная информация .

Консолидированная информация является общественным знанием, которое специально отобранное, проанализировано, просинтезоване, оценено, реструктуризированное и видоизмененное с целью пригодности для непосредственного решения проблем и удовлетворения информационных потребностей отдельных лиц или групп пользователей информации, которые по-другому не имели бы прямого доступа к этим знаниям и не могли бы их эффективно использовать, потому, что они рассеяны по многим документам и трудно доступные в своей оригинальной форме. Под реструктуризацией информации понимаются процессы ее представления и анализа, меняющие первичную структуру и форму и включают синтез информации, подготовку обзоров, характеристику современного состояния, упрощенный или популярное изложение физической формы информации (печатная, графическая, аудиовизуальная, машинозчитувана).

Представление о консолидированную информацию, ее место и роль в ИАД и значение в информационном обеспечении органов государственной власти и других потребителей дает рис. 7, на котором показано увеличение ценности информации для принятия решения и уменьшение ее объема в зависимости от увеличения ее консолидации. Основным методом подготовки консолидированной информации является функционально-информационный синтез (ФИС) предметной области .

Для получения консолидированной информации нужно затратить значительные усилия по всему информационному цикла - от сбора, хранения, обработки, распространения и использования информации. Около 80 % процессов консолидации информации связано с ее аналитико-синтетической обработкой. Надо отметить, что это очень важный этап и без его проведения все затраты времени, человеческие и материальные затраты будут напрасными. Соответственно до того, как качество и себестоимость продукции около 80 % определяются на этапе исследования и разработок, так и результативность информационной деятельности около 80 % определяется на этапе консолидации информации .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информационно-аналитическая деятельность пресс-секретаря. Экспертное интервью с пресс-секретарем Министерства культуры Кузнецовой С.А. Мониторинг размещенных материалов в телеэфире и публикаций в печатных СМИ во время проведения Вторых Дельфийских игр.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2011

    Событийно-информационная, позитивно-аналитическая, критико-аналитическая, сатирическая, полемическая и дискуссионная формы публицистики. Традиции русской публицистики. Развитие всех форм публицистики в середине ХХ в. и росту общественного сознания.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2014

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Особенности аналитических жанров печатных средств массовой информации. Изучение аналитической корреспонденции в теории и анализ ее применения на практике на примере материалов газеты "Коммерсант". Функции корреспонденции в обобщенном виде, ее содержание.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2015

    Определение и изучение основных особенностей аналитической журналистики: анализ формата, жанра и его организации. Состояние аналитической журналистики в России в рамках представления её как политического формата, как профессиональной области и как рынка.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2010

    Новостная журналистика и ее жанровое разнообразие. Проблемно-аналитическая журналистика в телевизионном эфире, ее роль и значение, принципы построения соответствующих передач. Социальные функции средств массовой информации. Журналистский путь Зейналовой.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

    Информационно-психологическая война: виды и цели информационного противоборства. Значение коммуникационных технологий в общественных конфликтах. Определение и сфера деятельности информационной войны. Составные части, последствия информационной войны.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010