Правовое регулирование в информационной сфере примеры законов. Основные принципы правового регулирования в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

Базовые законы информационного права

    Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

    а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

    б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

    К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

    основные понятия информационной сферы и их определения,

    принципы правового регулирования,

    правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

    общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

    Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

    Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

    1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

    2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Федеральный Закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

Цель урока: обучающиеся научатся использовать ФЗ в сфере информационной безопасности в повседневной жизни Задачи: обучающие научатся понимать и применять термины: информационные ресурсы, информационная безопасность, информационное преступление; осознают необходимость соблюдать этические нормы и правовые основы информационной деятельности.










Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным перемена в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин – «информационное общество» Информационное общество – это компьютеризированное общество, во все сферы жизни и деятельности которого включены компьютер, телематика. Телематика –обработка информации на расстоянии. Информационная революция – это радикальные изменения в информационной области. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Информационном обществе главным продуктом производства являются информация и знания


В информационном обществе необходимы меры правового регулирования вновь возникших отношениях. Нет ни одной стране гармоничного законодательства решающего все соответствующие проблемы, возникающие в информационной сфере. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. В последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов. Рассмотрим некоторые законы, действующие в этой сфере в РФ


Каждый кто работает с компьютерной информацией должен отчетливо осознать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности. 1. ФЗ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» принятый в 1996 г. (его основные положения воспроизведены в 2006 г.в Гражданском кодексе РФ) Например: ПО для компьютеров 2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (принятый в 2006 г.) Закон защищает информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения. Например: сайты, различные базы данных


Правовое регулирование Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации.


Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет.


Национальные информационные ресурсы О национальных ресурсах говорят применительно к отдельному государству, в них входят библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая информация, отраслевая информация, информация государственных структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.


Виды национальных информационных ресурсов библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая информация, отраслевая информация, информация государственных структур, информационные ресурсы социальной сферы Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн. документов В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных


Центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Пример: ВИНИТИ РАН – Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук Отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости и пр.


Статья 8 Закона подробно описывает права граждан на доступ к информации, в том числе информации государственных органов и органов местного самоуправления. В статье 16 закрепляются обязанности оператора информационной системы по предотвращению несанкционированного доступа к информации и передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации. Статья 17 говорит об ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации


3. ФЗ «О персональных данных» (2006 г) Цель закона – обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Без письменного согласия субъекта не допускается, в частности, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, состояния здоровья, интимной жизни, а также биометрических данных. 4. ФЗ «Об электронной подписи» а) ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенных для создания электронной подписи; б) ключ проверки электронной подписи – уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначена для проверки подлинности электронной подписи. Например: Федеральный сайт закупок /zakupki.gov.ru/


Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей и служить причиной необоснованных отказов при приеме на работу. Так, например, концентрация большого количества информации о людях в базах данных порождает потенциальную опасность несанкционированного доступа к ней и использования ее неподобающим образом. Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов.


Техническую информацию из компьютеров фирм и предприятий стремятся любой ценой заполучить конкуренты. Электронные адреса, собранные законным способом (например, при заказе товаров по Интернету), могут попасть в руки нечистоплотных бизнесменов и использоваться для массовой рассылки раздражающей рекламы.


Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы. Нарушение закона в сфере информации предусматривает как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность, В 1996 г. В Уголовный кодекс был в первые внесен раздел «Преступление в сфере компьютерной информации». Он определил наказание за некоторые виды преступления, ставших, к сожалению, распространенными. За неправомерный доступ к компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование, копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет.


За создание вредоносных программ для ЭВМ получить лишение свободы на срок до 3 лет, а при наличии тяжких последствий –до 7 лет. За нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерной сети лицом, имеющим соответствующий доступ, повлекший уничтожение, блокирование охраняемой законом информации, если его деяние причинило существенный вред, можно быть наказанным запретом занимать определенные должности на срок до пяти лет или, при наличии тяжких последствий, лишением свободы на срок до четырех лет. Взлом паролей, кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной информации (клевета, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет- все это преступная деятельность, наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.


Отметим, что правовое регулирование в информационной сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные проступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Значит, государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.


Вопросы 1. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб путем использования информации, касающейся вашей частной жизни?(ФЗ «О персональных данных») 2. Какие действия УК классифицирует как преступления в компьютерной информационной сфере? Домашнее задание § 23 стр

ФЗ « Об информации, информационных технологиях и о защите информации » от 27.07.2006 №149-ФЗ;

ФЗ « О коммерческой тайне » от 29.07.2004 №98-ФЗ (в редакции от 18.12.2006);

Информация представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

ГК РФ признает информацию самостоятельным объектом правоотношений (статья 128); так как информация относится к нематериальным благам, то в качестве объекта гражданских прав она может выступать лишь в том случае, если имеет внешнюю, объективную форму выражения, то есть закреплена (зафиксирована) на каком-либо материальном носителе. В связи с этим законодательство рассматривает в качестве объекта правового регулирования только информацию, представленную в виде документа, в документированной форме.

Термин «право человека и гражданина на информацию » появился впервые во Всеобщей декларации прав человека 1948 году, где в качестве задачи, к которой должны стремиться все народы и государства, определяется право каждого искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ.

В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и в Конституции РФ 1993 г . Согласно ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ст. 128 ГК РФ указывает на информацию как на самостоятельный объект гражданских прав.

ФЗ регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Положения ФЗ не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

    свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

    установление ограничений доступа к информации только ФЗ;

    открытость информации о деятельности государственных органов и органов МСУ и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных ФЗ;

    равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

    обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

    достоверность информации и своевременность ее предоставления;

    неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

    недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена ФЗ.

Законодательство РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего ФЗ и других регулирующих отношения по использованию информации ФЗ.

Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в РФ.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений . Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если ФЗ не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию,доступ к которой ограничен ФЗ (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с ФЗ подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Законодательством РФ могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

От имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами МСУ в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено ФЗ, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена ФЗ.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных ФЗ ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими ФЗ.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов МСУ информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов МСУ;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов МСУ, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ.

Государственные органы и органы МСУ обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ в соответствии с ФЗ, законами субъектов РФ и НПА органов МСУ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов МСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов МСУ, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом МСУ информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены ФЗ.

Ограничение доступа к информации устанавливается ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации , доступ к которой ограничен ФЗ.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

ФЗ устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна ), подлежит защите в случаях, если на эти лица ФЗ возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с ФЗ и (или) по решению суда .

Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено ФЗ.

Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

В РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.

Запрещается распространение информации , которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами МСУ в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если ФЗ или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном ФЗ, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

    регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим ФЗ;

    развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов МСУ информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

    создание условий для эффективного использования в РФ информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Государственные органы, органы МСУ в соответствии со своими полномочиями:

    участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

    создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

По виду информации информационные ресурсы делятся на:

    правовую информацию,

    научно-техническую,

    финансово-экономическую,

    статистическую,

    о здравоохранении,

    о чрезвычайных ситуациях,

    персональную (персональные данные) и т.д.

По форме собственности информационные ресурсы могут быть:

    государственными – федеральные ресурсы, ресурсы субъектов РФ, а также ресурсы, находящиеся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Формирование федеральных информационных ресурсов, ресурсов совместного ведения, ресурсов субъектов РФ финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

    негосударственными – муниципальные, ресурсы юридических и физических лиц.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, регулируются Законом РФ от 21.07.1993 №5485–1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Информацией, составляющей коммерческую тайну , является научно – техническая, технологическая, производственная, финансово – экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны). (ФЗ « О коммерческой тайне»).

В информационных отношениях действуют , с одной стороны, хозяйствующие субъекты, осуществляющие информационную деятельность профессионально, а с другой – пользователь. Правовыми формами этих отношений являются различные договоры. Используются договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ; договоры на передачу ноу-хау; договоры купли-продажи, в том числе поставки, коммерческой концепции, лицензионные договоры. Широко применяются договоры об оказании маркетинговых, консультационных, информационных услуг.

Потребители информации заключают с соответствующими субъектами, владеющими информацией, например, договоры о возмездном оказании информационных услуг. Такое обслуживание может состоять в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации. Стороны могут заключить договор о защите коммерческой тайны (о конфиденциальности). Договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению соглашений по передаче ноу-хау, договоров купли-продажи или сопутствовать подписанию основных соглашений. Выбор предпринимателями различных договорных форм обеспечения информацией является одним из основных направлений правового регулирования информационных отношений.

Режим защиты информации установлен общими и специальными нормативно-правовыми актами. За нарушение режима защиты информации виновные лица привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности. Статья 139 ГК РФ в качестве основного способа защиты предусматривает возмещение причиненных убытков работниками, разгласившими коммерческую тайну, и контрагентами, связанными с обладателем коммерческой тайны гражданско-правовым договором. Согласно статье 14 ФЗ « О коммерческой тайне» органы государственной власти, иные государственные органы, органы МСУ, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное пользование этой информацией их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

Согласно статье 183 УК РФ за преступления в информационной сфере предусмотрена уголовная ответственность. Основанием для санкций является собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

1. Понятие информационных отношений . Информационные отношения – обособленная, однородная группа общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.

2. Основы правового режима информационных ресурсов . Согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· порядок документирования информации

· право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах

· порядок правовой защиты информации

3. Нормативные правовые акты, регулирующие информационные отношения . Существует несколько уровней нормативных правовых актов, регулирующих информационные отношения: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ. Она включает нормы о разграничении предметов ведения РФ и субъектов РФ, а также нормы о правах и свободах человека и гражданина в сфере информационных отношений. Согласно ст. 71 информация и связь находятся в ведении РФ. Согласно ст. 29 каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Согласно ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Согласно ст. 24 сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно ст. 33 граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст. 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ст. 44 каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Согласно ст. 42 каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно ст. 41 сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 15 любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Международные договоры РФ. Это международные договоры общего характера (напр., Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948, содержащая норму о свободе искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ), а также международные договоры, специально касающиеся информационных отношений. К последним относятся напр., многосторонние договоры – Лондонская конвенция об информации относительно иностранного законодательства (1968), Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974), Женевская конвенция Международного союза электросвязи (1992). К специальным международным договорам в сфере информации относится Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (2001), участником которой РФ не является. Примерами двусторонних договоров являются: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о сотрудничестве в области технической защиты информации (1996), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области защиты информации (1997), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области информации (1999).

Федеральные законы. Федеральные законы, регулирующие информационные отношения, можно разделить на несколько групп.

1) законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг. Базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Сюда же относятся федеральные законы «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «Об обязательном экземпляре документов», «Об участии в международном информационном обмене»

2) законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения. Сюда относятся федеральные законы «О связи», «О техническом регулировании» (напр., норма об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации), «Об электронной цифровой подписи»

3) законодательство о государственной тайне

4) законодательство о коммерческой тайне

5) законодательство о средствах массовой информации. Сюда относятся федеральные законы «О средствах массовой информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

6) законодательство о библиотечном деле

7) законодательство об архивном деле

Законы субъектов РФ. Примерами законов субъектов РФ в сфере информации являются законы города Москвы «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы», «О гарантиях доступности информации о деятельности органов государственной власти города Москвы».

1. Содержание понятия «информация» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данная дефиниция термина «информация» в российском законодательстве не является единственной. Другая формулировка вытекает из содержания понятия «массовая информация», приведенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене». Согласно данным нормативным актам массовая информация – то предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация», то сама информация – это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Т.о., один закон понимает под информацией сведения, другой – сообщения и материалы. По мнению юристов «сведения» составляют содержание «сообщений и материалов». В законодательстве также дается определение компьютерной информации. Согласно ч. 1 ст. 272 УК под компьютерной информацией понимается информация на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.

2. Содержание понятия «информационные процессы» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Т.о., понятие «информационные процессы» определяется в законе через перечисление шести разновидностей данных процессов. Данный перечень не является исчерпывающим и единственным в законодательстве. Тот же Закон об информации в ст. 1 содержит более широкий перечень информационных процессов: помимо названных процессов там названы также создание и предоставление потребителю документированной информации. Перечень информационных процессов приводится также в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, которая устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Из этого следует вывод, что законодатель не ставил перед собой цели детально описать информационные процессы, перечислить все их разновидности, и не придавал значения соотношению информационных процессов, названных в различных нормативных правовых актах. Т.о., перед нами не определение информационных процессов, а скорее их общая характеристика, заключающаяся в активных и пассивных действиях по отношению к информации. Активными действиями по отношению к информации можно назвать, в частности, поиск и распространение, пассивными – получение и хранение.

1. Содержание понятия «документированная информация (документ)» в законодательстве . Согласно ст. 1 Федерального закона «О библиотечном деле» документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Данное определение имеет существенную недоработку – ограниченный набор форм фиксации информации (напр., под данное определение не подпадают документы, в которых информация зафикси­рована в форме электромагнитных сигналов). Аналогичное определение было в ст. 1 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов»; позже в данный закон были внесены изменения и определение документа было изложено в следующей редакции: «документ – материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения». Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Данное определение не дает какого-л. перечня способов документирования информации, следовательно, ими могут выступать любые известные на сегодняшний день, а также способы, которые появятся в будущем. В юриспруденции достаточно давно используется термин «компьютерный (машинный, электронный) документ», определение которого было окончательно сформулировано в ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», согласно которой электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

2. Содержание понятия «информационные ресурсы» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Следовательно, информационные ресурсы, по смыслу закона, составляют не сведения в чистом виде; их образует только документированная информация. Однако иное понимание информационных ресурсов встречается в Таможенном кодексе РФ, согласно которому информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций в соответствии с Кодексом, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами. Информационные ресурсы как документы могут рассматриваться в качестве объектов вещных прав и входить в состав соответствующего имущества. Напр., согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности» в собственности или на ином вещном праве благотворительной организации могут находиться: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество.

3. Содержание понятия «информационная система» в законодательстве . Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. К наиболее распространенным информационным системам, исходя из определения информационных ресурсов, относятся: библиотека, архив, фонд, банк данных. В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» раскрывается содержание понятий «информационная система общего пользования» и «корпоративная информационная система». Информационная система общего пользования – информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не м.б. отказано. Примером информационной системы общего пользования является сеть Интернет. Корпоративная информационная система – информационная система, участниками которой м.б. ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы. В законодательстве упоминаются другая разновидность информационных систем – автоматизированная информационная система (Федеральный закон «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"»).

Уголовный закон (ч. 1 ст. 272 УК) понимает под компьютерной информацией информацию на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети.

1. Документированная и недокументированная информация . Как видно из анализа Федерального закона «Об информации», правовой защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Анализ текста ст. 273 УК, где при упоминании термина «информация» снято указание на ее охраняемость законом, показывает, что когда осуществляются действия с вредоносным программами для ЭВМ (ст. 273), уголовно-правовой защите подлежит любая (с ограничениями, о которых речь пойдет ниже) информация, независимо от того, документирована она или нет, имеет ли она собственника или предназначена для использования неограниченным кругом лиц. При совершении же двух других преступлений в сфере компьютерной информации (ст. 272, 274 УК РФ) уголовно-правовой защите подлежит документированная информация, способ использования которой установлен ее собственником.

2. Программные средства . Предметом преступного воздействия м.б. также информация в виде программных средств, обеспечивающих правильную работу компьютерной техники. Известные случаи противоправного проникновения в ЭВМ показывают, что для воздействия на информацию злоумышленники обычно вынуждены прежде всего изменять различными способами программные средства (или порядок их работы), обеспечивающие взаимодействие устройств ЭВМ между собой и с пользователем. Воздействие данного вида осуществляется на операционные системы и сервисные программы, обеспечивающие коммуникационные задачи.

Вопрос об отнесении программ к категории компьютерной информации требует дополнительных пояснений. Федеральный закон «Об информации» причислил программы для ЭВМ к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем. В комментарии к этому положению закона специально подчеркивается целесообразность разделения терминов «документированная информация» и «программные средства» во избежание путаницы при решении задач правового регулирования отношений, связанных с данными объектами. Дело в том, что программа для ЭВМ фактически имеет двойственную природу: с одной стороны, она является инструментом воздействия на информацию, с другой – она сама как совокупность команд и данных является информацией.

С криминалистической точки зрения программа, хранящаяся в ЭВМ, как и всякий иной ограниченный объем информации, м.б. подвергнута любому из воздействий, предусмотренных уголовным законом (уничтожение, модификация, блокирования и др.). Нельзя не видеть, что программа для ЭВМ обладает и совокупностью признаков, характерных для документированной информации, и прямо охраняется соответствующими законами. Статьей 273 УК предусмотрен и специальный случай неправомерного доступа к компьютерной информации - внесение изменений в существующие программы.

3. Понятие компьютерной информации . Очевидно, что прямое использование в криминалистической практике представления об информации, изложенного в Федеральном законе «Об информации», без учета уточненной в УК позиции законодателя было бы не корректным. Однако точки зрения авторов комментариев к УК в этом вопросе разделились. Одни сочетают позиции двух законов, другие предлагают использовать в практике непосредственно определение, данное законодателем. Третьи, осознавая возникшие противоречия, предлагают собственное определение. Так, по мнению авторов одного из комментариев, компьютерная информация - это информация, зафиксированная на машинном носителе и передаваемая по телекоммуникационным каналам в форме, доступной восприятию ЭВМ.

Скорее всего, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного вида преступлений, предусмотренных другими разделами УК РФ. Данные соображения позволяют включать программы для ЭВМ в понятие «компьютерная информация» наряду с иными описанными видами информации. На основании вышеизложенного можно сделать предположение, что компьютерная информация – это сведения, знания или набор команд (программа), предназначенные для использования в ЭВМ или управления ею, находящиеся в ЭВМ или на машинных носителях, - идентифицируемый элемент информационной системы, имеющий собственника, установившего правила ее использования.

Что же касается различия в терминах «компьютерная информация» (ст.272), «информация ЭВМ» (ст.274), то аргументированного объяснения найти не удалось. Возможно, в УК они используются как синонимы.

Базовые законы информационного права занимают особое место в системе информационного законодательства. С момента их появления в отечественной правовой системе они были призваны выполнять две функции:

а) с помощью основных (общих) положений определять общий нормативный правовой климат правового обеспечения информационной сферы человеческой деятельности в целом, т.е. вне зависимости от отраслевого на неё воздействия;

б) непосредственно регулировать информационные правоотношения, возникающие по поводу информации и связанных с нею систем, а также в связи с использованием главных объектов права информационного характера (информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, массовой информации и информации ограниченного доступа, электронной подписи, информационным технологиям, защите информации и информационной безопасности).

К общим положениям базовых федеральных законов правового регулирования информационной сферы общественных отношений относятся:

основные понятия информационной сферы и их определения,

принципы правового регулирования,

правовой статус основных субъектов информационных правоотношений,

общие правила поведения субъектов информационных правоотношений, содержащие общие дозволения, запреты и ограничения в информационной сфере.

Иначе говоря, нормы базовых законов информационного законодательства определяют основные положения общего правового режима информации и связанных с нею систем.

Следовательно, нормы базовых законов двуедино воздействуют на информационные правоотношения:

1) определять общие условия правового режима информации применительно к отдельным её отраслевым подгруппам – трудовым, административным, уголовно-правовым и др.;

2) устанавливать общие правила поведения в области информации, информационных систем, информационных технологий, а также общие правила обеспечения правовой защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 07.07.2003. № 126-ФЗ «О связи»

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».


ФедеральныйЗаконот 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

Федеральные законы О библиотечном деле, Об архивном деле и О статистическом учете

20 вопрос.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ, от 27. 07. 2006 №149

Содержит 18 статей, по главам не разбит.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения , возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если иное не предусмотрено законом. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению.

Так же существует ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Объекты правоотношений:

1. информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2. электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети

3. документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем информация с реквизитами.

4. электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин.

5. страница сайта в сети "Интернет" - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

Субъекты правоотношений:

1. обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

2. оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;

3. владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

4. провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".

21 вопрос.

6 глав:

А) общие положения Б) принципы и условия обработки персональных данных В) права субъекта персональных данных Г) обязанности оператора Д) Контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона Е) заключительная часть